» » Бытие человека границы бытия человека. Смысл жизни, смысл бытия. Научное знание. Проблемы бытия человека

Бытие человека границы бытия человека. Смысл жизни, смысл бытия. Научное знание. Проблемы бытия человека

Мы вплотную подошли к самой сути проблемы смысла жизни индивида. Эта суть связана с тем очевидным до банальности обстоятельством, что каждый индивид рождается, живет и умирает. Рождение и смерть - это те крайние точки жизни, за которыми для индивида нет бытия, а есть небытие.

Небытие до рождения и небытие после смерти одинаково непостижимы для живущего человека. Это как раз те опасные зоны для человеческой психики, в которые мы инстинктивно избегаем заглядывать, вчувствоваться и вдумываться. Но для философии нет запретных зон, напротив, такие зоны всегда привлекали внимание философов именно своей непостижимостью.

В чем эта непостижимость в данном случае? В том, что, с одной стороны, небытие данного индивида до рождения и его небытие после смерти это реальность отсутствия жизни этого индивида, а точнее, реальность, в которой эта жизнь отсутствует, с чем нельзя не согласиться; с другой стороны, отсутствие жизни, небытие индивида для индивида живущего есть нонсенс, нелепица, нечто несовместимое с жизнью, т.е. невозможное. В логических категориях «бытия» и «небытия» небытие «Я» индивида вполне допустимо, имеет естественнонаучное объяснение, согласуется с опытом общения с другими людьми и т.д. Но «Я» индивида не может ни чувствами, ни разумом примириться с отсутствием этого «Я», несмотря ни на какие доводы, доказательства, опыт. «Я» индивида не может в реально чувствующем и мыслящем состоянии растянуть свое существование за ту грань, которая отделяет бытие этого «Я» от его небытия. «Я» это мир, который вечен для этого «Я» пока оно пребывает в бытии, пока существует, ибо другого мира у этого «Я» нет и быть не может. Эту ситуацию можно выразить в простой формуле: «я вечен, пока я живу!» Ее алогизм есть следствие алогизма небытия для данного «Я» индивида, для которого восприятие собственного существования как вечности разумнее всех логических формул и категорий.

Проблема смысла жизни для «Я» индивида это проблема такого «Я», которое воспринимает себя как вечно существующее «Я», непрерывно воспроизводящее себя в себе самом. Ощущение вечности дает человеку то, что он может одновременно «жить» в разных временных мирах - в прошлом, настоящем и будущем. Идеальный мир человека это мир со смещенными и смешанными временными параметрами. В каждый момент времени человек переживает не только свою прожитую жизнь, но и жизнь своих предков, он обращается к родовым воспоминаниям, к исторической памяти о минувшем в той мере, в какой это минувшее ему известно или представляется по мифам, преданиям, легендам. Эта способность «Я» индивида погружаться в прошлое оказывает непосредственное воздействие на смысловую картину настоящего, т.е. на восприятие той реальности, в которой индивид существует, в результате у «Я» индивида возникает чувство сопричастности к прошлому своего рода, своего сообщества, всего человечества. Чем обширнее историческая память индивида, тем глубже и острее это чувство, тем «вечнее» его «Я» для него самого. Но человек не только погружен в прошлое, он постоянно живет будущим (будущим урожаем, зарплатой, погодой на завтра, предстоящей свадьбой, рождением ребенка, выборами, судьбой страны и т.д.), т.е. постоянно погружен в мир той реальности, в которой ему предстоит жить. Эта зависимость от будущего основана на подсознательном убеждении, что это будущее будет, что его не может не быть, а, следовательно, небытие «Я» невозможно. Настоящее в идеальном мире индивида всегда балансирует между прошлым и будущим, оно вообще не может существовать без них в «Я» индивида.

Еще по теме §34. Бытие и небытие человека.:

  1. СВЯЗИ «МАРСЕЛИЗМА» Познание индивидуального бытия неотделимо от акта любви, т. е. caritasблагодаря которому это бытие проявляется в том, что делает его существом неповторимым или - если угодно - образом бога. Габриель Марсель Первичный опыт человека является опытом другого человека... Акт любви - самое полное утверждение человека. Неопровержимое экзистенциальное cogito43. Я люблю - значит, существует бытие и есть смысл жить. Эмманюэль Мунье

Наверняка, каждый человек в своей жизни в определенный период задумывался над вопросами: Зачем я живу? Для чего я нахожусь в этом мире? В чем смысл моей жизни? Каковы мои цели? Для кого я живу? Сколько противоречий связано с попытками их решения, так как быть для человека – в первую очередь значит жить. Наряду с волнующими общество и человека мыслями о сути окружающего мира, ответы на вопросы о положении и предназначении человечества и человека в нем определяют содержание любого типа мировоззрения.

Вообще в истории существуют три главные силы, в которых рассматривается решение вопроса о смысле бытия: религия, философия и наука. Это конечно же религия, потому что многие вопросы связаны именно с высшими силами; философия, так как именно философы больше всего рассуждают над этим вопросом; ну, и конечно же наука, так как именно она может нам с точностью ответить на вопросы, как именно что-либо происходит, при каких условиях и т.д.

В религии, под которой мы понимаем такую законченную систему верований, где идеи Бога и вечной жизни являются главными, -смысл жизни заключается в единении с Богом.

В философии смысл жизни заключается в рациональном постижении истины.

В науке - в максимальном познании мира.

Конечно, каждый из этих ответов требует широкого истолкования.

Проблема смысла жизни проходит через всю историю мировой философии. Много философов, учёных, профессоров, простых людей пытались найти ответ на эти вопросы. Каждый из них по-своему смотрел на это и видел смысл жизни в чём-то отличном от других. Многие философы помогли людям понять, в чём же на самом деле заключается смысл жизни.

Смысл жизни и смысл бытия являются философской и духовной проблемами, имеющие отношение к формулировке конечной цели бытия, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из главных мировоззренческих понятий, имеющее необъемлемое значение для развития духовно-нравственного облика личности. Это одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.

В философии понятие смысла бытия существует в любой просвещённой мировоззренческой системе, оправдывая и разъясняя принадлежащие этой системе моральные нормы и ценности, проявляя цели, оправдывающие установленную ими деятельность.

Особенно выразительно и отчётливо специфика человеческого бытия раскрывается при рассмотрении смысла его жизни. Если жизнь человека заключается не только в физическом выживании, не в поддержке тела, а имеет иные задачи, установленные человеку извне или выбраны им самим, то отсюда следует, что она имеет смысл. Сущность бытия – это стремления, идеалы и ценности, исполнение которых проявляется в качестве основного мотива человеческой экзистенции. Если же проще сказать, то смысл жизни – это то ради чего человек живет.

Раздумывая о смысле жизни человек, по сути, занимается самооправданием собственной жизни, старается внушить самому себе, что он живет не потому, что его «родили» на этот свет, не спрашивая его согласия, а потому что он исполняет определенную «задание» и без его причастности мир никогда не наверстает себя до целостности. Иметь смысл – означает иметь непредвзятое разумное предназначение, быть причастным к существованию вне себя.

Древнегреческий философ Аристотель, например, считал, что целью всех человеческих действий является счастье, которое заключается в реализации сущности человека. Для человека, сущность которого - душа, счастье заключается в мышлении и познании. Но ведь для того, чтобы быть счастливым, человеку нужно понять, что Бог существует, и что каждый человек должен его любить, потому что истинным благом человека является пребывание в нём, а несчастьем считается быть разлучным с Богом.

Эпикур и его сторонники провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия, которое понималось не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного волнения, мучений, боязни смерти. Для того, чтобы жизнь была идеальной Эпикур считал, что человек должен жить в безопасности, в окружении своих близких и друзей, не участвовать в государственной жизни. Сами Боги, по его мнению - это блаженные существа, которые не вмешиваются в дела земного мира.

Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом. Жизненный идеал стоиков - невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.

Но есть и такие люди, не видящие в жизни никакого смысла. Такие люди считают, что порядок своих ценностей создаёт сам человек, также он сам формулирует и смысл жизни. Другими словами, объективно его нет. По словам библейского пророка Экклезиаста: «Всё суета! – ничто на земле не имеет смысла, ибо все мы смертны!»

Можно перечислить ещё очень много примеров, и к ним я обращусь дальше в своём эссе, но сейчас мне бы хотелось обратить внимание доклад Павла Валентиновича Челышева – доктора философских наук, профессора Московского государственного горного университета. Прочитав его доклад под названием «Преподобный Симеон Новый Богослов о смысле жизни» я ещё раз для себя убедилась, что смыслом жизни для каждого человека является вера, которая сочетается с надеждой, а надежда приводит к любви, которая превыше всего, ибо Бог есть любовь.

Итак, цель моей работы – определить, в чём заключается смысл жизни человека. Для достижения данной цели я хочу поставить перед собой следующие задачи, а именно:

Выявить смысл жизни по мнению Преподобного Симеона Нового Богослова.

Определить, в чём видят смысл жизни известные философы и профессоры.

Определить, в чём заключается смысл жизни для меня.

Для написания моей работы я буду использовать разные источники: учебные пособия, философскую литературу, сайты по философии и другие интернет-ресурсы. Эти источники раскрывают сущность понятий, изложенных в задачах, объясняют актуальность данной проблемы и поиск решений данной проблематики.

Симеон Новый Богослов – монах, богослов, сочинитель «Гимнов» и один из ярчайших представителей традиции исихазма. По мнению Преподобного Симеона, человеку необходимо поработать, пройти свой жизненный путь и приобрести свое человеческое лицо. Средствами приобретения спасения, то есть смысла жизни являются обряды, труд, вера, надежда, любовь, милосердие, молитвы, церковные таинства. То есть с точки зрения Христианства, смыслом жизни является приобретение спасения, Царства небесного благодаря борьбе с грехами на Земле.

Именно в поиске духовной правды и содержится в частности смысл жизни, согласно такой религии, как Христианство. Если учитывать тот факт, что в Христианстве первостепенной идеей является концепция бесконечной жизни при условии верования в высшие силы, то смыслом человеческой жизни, согласно этому представлению, будет являться склонность к воссоединению с Богом. Человек через крещение духовно рождается от Бога, а Бог вселяется в человека. Человек оказывается «беременным» Богом, богоносцем. Первоначально Бог объединяется с душой человека. Это совершается подобно тому, как произошло во Христе: неслиянно, нераздельно, неизменно. Божественный свет перемешивается с душою без смешения и начинает ее просвещать. Человек становится храмом Бога живого. Не только душа, но и ум подчиняется перемене и преображению. Такой измененный ум называется умом Христовым. Через некоторое время сквозь душу и ум божественные силы перемещаются и на тело, на всего человека. Человек становится выше смерти. Отдав предпочтение духовному пути, православный человек посвящает свою жизнь вере в Бога, видит смысл своей жизни в сопоставлении Христу.

Эта идея основана на веровании людей христианской религии в то, что жизнь, посвященная Богу, бесконечна, вечна. Именно такой взгляд заставляет делать заключение о том, что, отдав себя целиком и полностью этой религии, человек не растратит отпущенное ему время на Земле понапрасну. Согласно Христианству, лишь духовный путь приведет к спасению души.

Преподобный Симеон Новый Богослов призывает нас к вере, потому что именно она является единственным мостом, который поставлен между Богом и человеком. Также Преподобный Симеон говорит, что Божество никому никогда не являлось без веры. Иначе говоря, общение между людьми должно быть основано на доверии друг к другу, потому что без непринужденного соизволения добро перестает быть добром, а превращается во зло и принуждение, даже не смотря на то, что этим добром может быть сам Бог. Из этого можно сделать вывод, что отсутствие веры разлучает человека и Бога. А без веры в Бога мы не сможем найти спасения. Но я считаю, что недостаточно только верить в Бога, также необходимо осуществлять повеления своей веры и своего мировоззрения, потому что вера без действий существовать не может.

Следующее, к чему призывает Христианство, это возможность любить бескорыстно. Эта любовь истинная и искренняя. По мнению православных, в этом и заключаются высшее состояние блага каждого из нас, так как по мнению Преподобного Симеона Нового Богослова, любящий христианской любовью человек долготерпит, милосердствует, не испытывает зависть, не восхваляется, не ищет своего, не радуется лжи, не гордится, не безобразничает, не раздражается. Только тогда, когда человек начинает любить, для него открывается всё новое, он начинает по-другому на всё смотреть. Он находит такого человека, которому можно отдавать своё тепло, делиться сокровенным, помогать ему и не требовать ничего взамен. Не это ли является бескорыстной любовью.

Конечно, я бы не хотела оставить без внимания стихотворный гимн под названием «Путь к созерцанию божественного света» Преподобного Симеона Нового Богослова, где он подводит итог теологии и философии, своим жизненным идеалам, указывая способ достижения Божественного Света. В этих строках можно привести своеобразный итог всего сказанного. Именно здесь он ещё раз хочет нам доказать, что каждый человек всегда должен слушать своё сердце и руководствоваться только им. Мы должны прекратить врать, лицемерить, научиться не судить людей, ибо мы – не судьи. Наш внутренний мир должен быть чистым, слова – искренними и откровенными. Конечно, не нужно забывать о составляющих христианской жизни: о посте, подаянии и даже молитве, и о всяких других благородных делах. И самое главное то, через что мы сами становимся богами: труд, вера, надежда, любовь. Да, именно любовь, потому что она является самым главным именем Божьим.

Таким образом, приводя таковые аргументы, данная религия поясняет нам свою точку зрения, касаемо ответа на вопрос о смысле жизни.

Подводя итог относительно доклада Челышева П.В, я пришла к такому выводу: люди враждуют, страдают, болеют и умирают, вокруг зло и несправедливость. Однако в душе присутствуют представления вечности, добра, беспристрастия и идея Бога как основы всех вечных прекрасных начал. Смысл жизни связан с существованием Бога и бессмертной души. Они открывают для нас перспективу превосходной вечности и придают осмысленность в суматошную и полную пороков земную жизнь. Настоящий смысл приобретает тот, кто обернулся сердцем к вечному, освящающий наш недолгий век божественным светом.

Так как я сама являюсь христианкой, я конечно согласна с каждым словом, которые написаны в данном докладе, потому что они имеют огромную ценность для каждого христианина. Но всё, прежде чем сделать заключительный вывод о смысле жизни, я бы хотела проанализировать и другие источники, а точнее, мнения известных личностей, которые также очень много размышляли о смысле жизни. Перечитав много источников, наиболее интересным мне показалось мнение русского писателя, Льва Николаевича Толстого, который очень много размышлял на тему смысла жизни. Многие его высказывания ещё раз дают понять, в чём же на самом деле заключается смысл жизни.

Толстой задаётся мыслью найти то, что не подчиняется смерти. Наблюдения над жизненным опытом обычных людей, подводят русского писателя к итогу о том, что проблема смысла жизни есть проблема веры, а не знания. Сам Л.Н. Толстой писал: «Вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера есть сила жизни». По этим словам можно ещё раз сделать вывод, что человек обретает смысл жизни лишь тогда, когда он начинает верить. Вера – есть смысл жизни! Пока мы живем, мы верим, потому что невозможно жить, не веря не только в Бога, но и завтрашнему дню. Человеку нужно знать, что всеми своими действиями он строит свою дальнейшую жизнь, собирает её маленькими частичками, вкладывая в них всю любовь, надежду на будущее. Да, именно, потому что, если бы человек не верил, что для чего-нибудь надо жить, он бы не жил.

Я уверена, что не может быть так, что для каждого человека смысл жизни заключается в одном и том же, нет, такого не может быть, потому что каждый человек – это отдельный индивид, и у каждого есть свои личные взгляды на жизнь. Например, кто-то может считать, что для того, чтобы обрести смысл жизни, ему надо купить машину, кто-то хочет бизнес, кто-то хочет много денег, а кто-то хочет быть лидером. Но я более чем уверена, что смысл жизни не заключается в материальных ценностях, а в духовных. Именно духовные ценности дают нам понять, для чего мы вообще живем.

Лично для меня смысл жизни – это сама жизнь. Поэтому я считаю, что её нужно прожить достойно. Часто бывают такие моменты, когда я задумываюсь, а как же прожить её достойно? Для меня очень важно создать семью, маленькое сообщество людей, где меня будут понимать, уважать, которых я буду любить самой искренней и настоящей любовью, христианской любовью, то есть я буду терпеть, милосердствовать, не буду гордой. Ведь это и есть истинное счастье. Раньше я мало задумывалась, в чём же состоит смысл жизни для меня. Я думала, что смысле жизни – получить профессию, выйти замуж, создать семью, хорошо зарабатывать и обеспечивать свою семью. А разве это не так? Сейчас я думаю почти об этом же, но чтобы всего этого достичь, мы всегда просим помощи у Бога. Если у меня что-то не получается, если все мои дела идут «в обратную сторону», то всегда обращаюсь к Богу со словами: «Господи, помоги мне, пожалуйста». Когда наконец начинает что-то получаться, я говорю: «Спасибо, Господи». Странно, но раньше я никогда не задумывалась, что всё, что я имею на сегодняшний день, происходит благодаря моей вере к Богу. В каждой мысли только Он. Этим примером я хотела показать, что мы можем о многом мечтать, но надо лишь немного задуматься, что без помощи Бога и веры в него мы бы ничего не смогли добиться. И смысл жизни не в том, о чём мы думаем, мечтая о своём будущем, а в самом главном – поверить. Именно тогда всё обязательно получится.

Конечно, я понимаю, что ознакомившись с моей работой, человек не начнет изменять свою жизнь. Все же, я надеюсь, что хотя бы один человек пересмотрит свой взгляды на жизнь или, по крайней мере, задумается о том для чего он живет и полностью ли раскрыл все свои возможности.

Жить хочется, и от мысли о смерти, мороз по коже пробирает, люди готовы все отдать за дополнительную минуту жизни. Философы, которые пытались определить смысл жизни, не дали человечеству отчетливые ответы. Вольтер, неверующий в Бога и герой при жизни, страшно струсил перед смертью и позвал священника. Ницше, который высмеивал Библию, со своей концепцией сверхчеловека вообразил себя сверхчеловеком, который смог бы изменить мир, и отправился на остаток жизни, на одиннадцать лет в больницу для сумасшедших.

Русский писатель Максим Горький рассуждал: «В жизни нет ничего бесцельного, если не считать саму жизнь». Я же считаю, что только те, кто ведёт безобразную жизнь, вопреки всем правилам и законам, имеют бессмысленную жизнь. Эти люди, может быть и имеют цели, но они направлены против Бога, потому что христианство отрицает такие деяния. Человек должен осознавать свои поступки, давать им отчёт. Сознательность необходимо распространять на все стороны человеческой жизни, а прежде всего, на то, что имеет прямое отношение к спасению души.

Проблема поиска смысла бытия существует уже много столетий и будет существовать до тех пор, пока будет жизнь на земле. С каждым днём всякий человек решает для себя важные задачи: С кем ему дружить? Куда следовать? Да и что вообще делать завтра? Кого любить и кому чувствовать отвращение? И еще множество аналогичных поблеем. Каждый из этих вопросов вытекает из предыдущего, и таким образом складывается ответ на вечный вопрос «Для чего я живу на земле?»

Выполняя данную работу я многое для себя поняла, и прежде всего то, что нужно различать подлинные ценности от естественных и пустых элементарных мечтаний. Но ставя перед собой определённые задачи, я непременно буду знать, как их добиться, и никакие трудности, и не один человек не осмелится мне помешать. Я считаю, что не достигнув своей цели или отступившись от нее можно жалеть об этом всю оставшуюся жизнь. При всём этом необходимо не забывать, что как бы не казались нам превосходными наши цели, они всё равно подлежат исправлению в течении всей жизни, потому что мы взрослеем, проходим через различные испытания, соответственно и наши взгляды о бытие и ее смысле тоже изменяются. Мне кажется, что каждый из нас просто должен в один миг задать себе такой вопрос: «Что я сделал в своей жизни?» Надо решить, что же мы будем делать дальше? Сможем ли мы добиться чего-то в жизни? Сможем ли мы быть не только главным в компании друзей, но и найти работу, найти себя в жизни? Причём, последнее является наиболее важной задачей, которую каждый непременно должен решить.

Я считаю, что здесь я проанализировала большое количество вопросов, наверное, повторив все проблемы и переосмыслив даже свою личную жизнь. Благодаря своей работе я смогла взглянуть на мир совершенно другими глазами, и даже после завершения данной работы я буду интересоваться этим вопросом, ведь точного ответа на поставленный вопрос нет, а его так хочется найти. Возможно ответить на вечный вопрос о смысле бытия подобным образом: жить нужно ради самой жизни — учиться, работать, воспитывать детей, совершить добрые дела, делать всё по справедливости, бороться за мир во всем мире. Прилагать усилия для того, чтобы реализовать высший долг по отношению к людям во имя любви и добра — постоянно существующая в истории идея.

Итак, цель жизни. Нужна ли она? Или можно жить без нее? Люди, давайте же задумаемся над этим вопросом. Конечно она нужна! Потому что жизнь без цели не имеет смысла, как не крути. Она не подчинена единому плану, время растрачивается впустую, и так проходят годы. Человек, который ещё не решил для себя, в чём заключается смысл его бытия, аналогичен перекати-полю, которое катится, куда ветер дует, хаотично разбрасывая семена по степи. Впрочем, может быть в этом и есть его предназначение. Но человек выше этого. Цель должна быть: благородна, возвышенна, действительной, осуществима. Цель жизни не должна быть слишком приземленной, поскольку по достижении такой цели вы можете почувствовать разочарование. Но она не должна быть невыполнимой, в этом случае вы почувствуете разочарование даже и без достижения оной.

Стефогло Екатерина Анатольевна

Как выбрать того, без кого нет сути жизни человека

Если вы хоть раз серьезно размышляли о сути человеческого бытия, если отчаянно искали причины жить дальше, то согласитесь – вопрос о высших силах встает всегда. Стоит копнуть чуть глубже поверхностных мыслей, чуть дольше вглядеться в бездонное звездное небо, столкнуться с необъяснимыми событиями, и вот он – такой неудобный, спорный, для многих страшный вопрос: есть ли Всевышний, какой Он?

То, что Он существует, мы знаем подсознательно. Нет ни одного народа или племени, которые были бы исконно атеистами. Нет никого, кто бы хоть раз не задумывался о Нем. Без «Кого-то» там, наверху, наше существование – только череда физиологических процессов, а мы сами – случайность, как и все вокруг. Тогда откуда потрясающая гармония, разнообразие, эмоции, красота? Откуда бесчисленные вопросы и жажда получить ответ?

Множество верований, точек зрения, философий. Выбирай любое божество, какое нравится! Большинство так и делает – избирают самую удобную и приятную веру. Такую, чтоб не сильно напрягала, успокаивала душу. Чтоб несколько попыток или отмолить потом все грехи, чтоб не лишаться удовольствий, не выделяться из толпы. Но истина – не уютные домашние тапочки, которые можно надеть, потом снять, примерить, выкинуть, переделать по своему вкусу.

Давайте протестируем наиболее популярные точки зрения.

Господа нет, или мы – сами боги

Вера в гуманность, собственные силы, прогресс и людской разум.

Да, человечество шагает в будущее семимильными шагами. Нам доступны новейшие технологии и невероятно большой объем информации. Искусственные органы, космические корабли, стволовые клетки, полеты быстрее скорости звука, высотные здания, компьютеры, клонирование… То, что казалось невозможным еще 10 лет назад, сегодня – обычная реальность. Нам подвластно практически все. Говорят, есть секретные технологии, с помощью которых можно управлять погодой, замедлять старение, а скоро и вовсе можно будет рождаться вновь и вновь, клонируя самого себя.

Да, прогресс во многих сферах очевиден, но в других областях мы проигрываем:
1. За последние 55 лет количество тяжких преступлений возросло на 560 процентов.
2. За предыдущие 30 лет в три раза выросло число разводов и детей, воспитывающихся одинокими родителями, а количество самоубийств среди подростков возросло на 200 %.
3. Каждый год исчезает навсегда 100 видов растений и животных.
4. Более 750 миллионов жителей планеты испытывают постоянный голод.
5. Каждый день 6 тысяч людей заражается ВИЧ.

Данный список можно продолжать бесконечно. Все больше насилия и войн, новых болезней, техногенных катастроф. Каждую секунду убиваются нерожденные дети. Наркомания. Глобальное потепление, дыры в озоновом слое, засухи, загрязнение воды и воздуха, истощение почв, лесные пожары, вырубка лесов.

Если “хомо сапиенс” – господь над Землей, то очень плохо справляется со своими обязанностями, разрушая все вокруг.

Да, мы придумали мощные компьютеры, но так и не постигли до конца безграничные возможности собственного мозга.

Да, сегодня на 3д принтерах печатаются даже органы для пересадки, но кто может предвидеть дату своего ухода?

Да, мы выращиваем детей в пробирках, но детские дома полны сиротами, а из абортированных младенцев изготавливают лекарства.

Мы научились возводить небоскребы, но сможем ли создать столь же дивные горы?

Мечтаем о дальних планетах и изучаем Вселенную, но не можем сохранить нашу Землю – маленькую песчинку в Галактике.

Землетрясения, цунами, наводнения, ураганы позволяют нам вспомнить о том, что мы не можем практически ничего…

Когда отрицается Создатель, на его место невольно встают другие кумиры: правители, знаменитости, герои. Потому что хочется верить, надеяться на кого-то. Однако все они – всего лишь люди, и могут ошибаться…

Видимо, Всевышнего, как и суть человеческого бытия, нужно искать вне человечества.

Бог – просто сила?

Многие считают так. Вся суть жизни человека – просто быть. Неведомая мощь двигает звезды и все вокруг, а мы – песчинки в этом круговороте. Не стоит заморачиваться, нам этого все равно не постичь, от нас ничего не зависит, мы – только куски плоти. Обращаться к такому божеству нет смысла – Оно не имеет личности и отношения к нам.

Каковы же тогда причины жить? Ну, просто надо, раз родился. Что после смерти? Либо ничего, либо какой-нибудь сон. Да, один для всех, без разницы, как поступал – Гитлером был или Матерью Терезой. Наше дело простое – дышать, раз уж нос есть, ходить, раз с ногами. А мать-природа, вселенский разум или космос – велики и недоступны.

Личность!

Человечество придумало множество богов, наделив их желанными для себя чертами. Не будем вдаваться в глубокий анализ мировых религий, скажем одно – только в христианстве Бог=любовь.

Не отдаленный Всевышний, требующий послушания и жертв.

Не каменный истукан.

Не легенда, рожденная из страха природных явлений.

Не мужчина, придумавший новое учение.

Ни в одной религии, кроме христианства, вы не найдете любящего Небесного Отца. Он – Создатель, давший творению свободную волю и настолько возлюбивший, что решил Сам пройти земной путь и взять на себя наказание за грехи. Господь христиан – Тот, кто добровольно прошел предательство, болезни, унижения, боль, смерть. И в то же время Он настолько велик, что все подвластно Ему. И этот всемогущий Создатель хочет иметь личные отношения с каждым, как с сыном или дочерью. Появляются причины жить: знаешь, Кем создан и для чего, куда идешь, и что потом. Этого вы не найдете ни в одной другой религии…

Да, вы можете вылепить статую, вообразить удобного и приятного вам божка, поклоняться ему. Так делали люди во все времена, так поступают и сейчас, только идолы уже не те: теперь это карьера, богатство, внешность, удовольствия, успех. Но он не будет любить вас, не сможет разделить вашу боль, не поможет в трудный час. «У меня свой Бог!» – иллюзия, рассыпающаяся, словно карточный домик пред лицом смерти, в час потери, нужды.

Человеческое бытие как философская проблема

Проблема определения бытия человека. Бытие как дар, раскрытие присутствия человека в мире. Человек в бытии мира раскрывает многокачественность, многоуровневость и многомерность своего бытия. Человек на перекрестке природы, истории, культуры - созидатель, свидетель и слагатель.

Система категорий познания бытия мира в "человеческом измерении": природа (выделяет естественную порожденность человека, его родство со всем сущим); сущность (подчеркивает отличие человека от всего иного сущего);

Человек и мир: проблема места человека в космосе, природе, социуме, культуре как система отношений "человек-космос", "человек-природа", "человек-социум", "человек-культура".

Космизм человеческого бытия

Фундаментальная конституция человека как бытие-в-мире. Мир - уникальное единство предметных, социальных и языковых отношений, образующих культурную среду индивида. Четыре стадии формирования мира индивида: генетическиродовая, игровая, внутренне нормативная, жизненная.

Мир как нетотализируемая тотальность всего, что есть. Мир как природа и мир как история. Бытие в природе как тождество. Бытие в истории как негативность, различие.

Формы бытия человека в мире: объект ("вещь среди вещей")-субъект, телесно-духовное, род-индивид, социальное-индивидное.

Происхождение человека

Две концепции происхождения человека: религиозная и научная.

В религиозной концепции утверждается, что человека создал, сотворил Бог. Причиной появления человека представляется надприродная, сверхъестественная сила, в роли которой выступает Бог.

В научной концепции возникновение человека рассматривается как продукт эволюционного развития природы. В Рамках научной концепции можно выделить три гипотезы появления человека на Земле.

Во-первых, это гипотеза, которую высказал Ч. Дарвин и в которой в качестве предка человека рассматривается обезьяна.

Во-вторых, это версия, согласно которой человек произошел от животного, но остается неясным, от какого именно животного.

В-третьих, это космическая гипотеза происхождения человека, согласно которой человек родился не на Земле, он является пришельцем с другой планеты.

Принципиальная неадаптированность человека к природе. Человек "несчастное животное". Жизнь человека и история человечества как процесс постоянного рождения. Миф, ритуал, игра, искусство - важнейшие моменты становления человека.

Основания человеческого бытия

Природные, социальные и личностные (экзистенциальные) основания бытия человека. Единство многогранной сущности человека. Трактовка человека Зигмундом Фрейдом как существа биологического (инстинкты как главный движитель человеческой жизни), Карлом Ясперсом - как существа исторического (в силу этого человек не может быть познан полностью как бытие), Карлом Марксом - как существа биосоциального.

Природное основание бытия человека

Человек является частью природы, ибо он подчинен ей физически и биологически. Природа в этом смысле является той единственной реальной основой, на которой рождается и существует человек. Понятие "природа человека" в этом смысле обозначает биологические (природные) основания его бытия. Природа человека - совокупность стойких, неизменных черт, общих задатков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа и присущих человеку разумному независимо от биологической эволюции и исторического процесса. К их числу относятся внешний облик, физическая конституция тела, генетический код, группа крови, цвет глаз, прямохождение, нервная система, высокоразвитый мозг, инстинкты и условные рефлексы, темперамент, психика, специфика органов чувств.

Человеку присуща природная недостаточность. В морфологическом отношении человек определяется недостатком, который следует интерпретировать в точном биологическом смысле как неадаптированность, примитивизм, то есть неразвитость, неспециализированность. У человека отсутствует волосяной покров, а значит, естественная защита от холода; отсутствуют естественные органы нападения и телесные приспособления для бегства; человек уступает большинству животных в остроте чувств; у него нет настоящих инстинктов, что смертельно опасно для жизни; наконец, он нуждается в защите в течение всего периода вскармливания и детства, которое несравненно продолжительнее, чем у других живых существ. Именно потому, что человек рождается как несовершенное и незавершенное существо, ему необходимо постоянно прибегать к практике самозащиты, самоопределения и самопреодоления.

Такое самоосуществление происходит не спонтанно, а в результате непрестанного усилия научения, размышления и свободной воли. Природа человека как незавершенная возможность, проявляющаяся в бесконечных вариациях существования. Проблема открытости человека как эволюционного существа. Предположения о целенаправленной и предопределенной эволюции человека и вселенной. Человек конструирует свою собственную природу: внутренняя нестабильность человеческого существования вынуждает его к тому, чтобы человек сам обеспечивал стабильное окружение для своего поведения. Эти биологические факты выступают в качестве необходимых предпосылок создания социального.

Человек - часть природы, неотрывный от космоса, и вместе с тем огромный космос, во многом автономный от мира. Однако человека и природу следует не противопоставлять друг другу, а рассматривать их в единстве; человек - активный природный фактор, определенная функция биосферы и определенная часть ее строения. Этот факт предполагает наличие другого неоспоримого факта: независимости человека от окружающей среды. Человек открыт всему бытию.

Социальные основания бытия человека

Создание человеком самого себя есть предприятие социальное. Необходимость в социальном основании возникает из биологической природы человека. Социальные основания бытия человека определяют реальность как мир, в котором человеческое было бы предъявлено и понято. Это значит, что реальность, которую мы застаем, насквозь пронизана человеческими соразмерностями, выстроенными нами. Сложность этого мира зависит не от него самого, а от тех типов соразмерностей, которые выстраивало предшествующее нам человечество, и которые нам уже достались.

Понятие "сущность человека" выражает социальные основания бытия человека. Природа человека формируется и опосредована обществом. Социальность - следствие открытости человека миру.

Одиночество - отрицательная разновидность социальности, тоска по социальности.

Единство и противоречивость социальных обстоятельств и индивидуальной жизнедеятельности человека. Чувство неприкаянности в этом мире - человек, странствующий там и сям, везде чудовищно неуместен.

Личностные основания бытия человека

Личностные основания бытия человека определяются его способностью определить свою размерность не в физическом смысле, а в отношении с самим собой. Философия как инструмент организации человеческого помогает человеку выстроить такую соразмерность. Внутренний мир человека - это вполне самостоятельный, отдельный мир его образов, мыслеформ, чувств, переживаний и ощущений; мир, составляющий индивидуальную часть сущности данного человека.

Человек как Я-субъект - единственное существо, способное увидеть самого себя как "Я", а мир - как "не-Я". Мое собственное "Я" составляет центр моего мира, и только исходя из него я вижу все остальное и реализую себя в практической деятельности. Свобода и творчество - способ преодоления изначальной амбивалентности человека: личности и индивида. Только освобождение человека от себя ("трансцендирование") приводит человека к себе. Самотрансцендирование включает в себя не только способность наблюдения за собой, но и изменение самого себя в своей деятельности. Человек единственное существо, которое не хочет быть тем, что оно есть.

Человек - существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризисном, даже безвыходном положении. Историчность - исключительное свойство человека.

Человек - символическое существо. Мы имеем в виду способность человека выражать многие реальности в символической форме. Человек живет не только в физическом мире, как животное, но и в мире символическом. Он осознает самого себя посредством символов. Животное использует некоторые знаки, но у них нет символов. Знак - часть физического мира, символ - часть мира человеческого. Назначение знака - инструментальное, символа - обозначающее.

Границы человеческого бытия

Человеческое бытие выступает мерой социокультурного бытия. Пределы человеческого бытия определяются двумя фундаментальными категориями - смерти как конца животного существования и безумия как конца существования разумного.

Проблема неравнозначности двух границ человеческого бытия: смерть - это граница, с которой человек сталкивается как животное, безумие - это предел, где человек лишается собственно человеческого (сталкивается с пределами своего вида, своей самоидентичности, своего места в общем космическом, историческом строе).

Осознание человеком своей физической и интеллектуальной неполноты. Самосовершенствование человека как задача преодоления пределов (несовершенства) своего бытия.

Бытие и безумие

Представление о ценности безумия в античной философии: рассудок человека несводим к бытию, это лишь схема бытия. В Традиции существует парадоксальное определение разума - "мудрость идиотов", "ученое невежество". Безумие ставится выше разума, выше рациональной деятельности, нагружается положительным онтологическим значением. Безумие - это полное; рассудок частичное; безумие - это все во всем, рассудок - это часть, оторванная от всего. Безумие - это не просто отсутствие рассудка, это именно преодоление рассудка, выход за его пределы - есть выход за пределы схемы рассудка, прорыв в чистое бытие. Безумие - это нахождение внутри бытия.

Православие, исходя из ценности сверхрационального созерцания, ставит его выше рассудочного богословствования (католичества).

Католичество, напротив, всегда тяготело к тому, чтобы максимально подвести догматы церкви под формальную логику.

По мере секуляризации и десакрализации западноевропейского общества отношение к сумасшествию и сумасшедшим стало приравниваться к отношению к преступникам, грешникам, злодеям. Начиная с позднего Возрождения и особенно в эпоху Просвещения в западном сознании постепенно складывается устойчивое отождествление безумия и глупости с корнем всех пороков. Безумие в современном мире, основанном на утверждении абсолютного значения рассудка, описывает не только расстройство человеческого сознания, но и подразумевает "исчезновение бытия", указывает на утрату бытия.

Гносеологические стратегии

в отношении проблемы безумия

В современной культуре сложились две гносеологические стратегии в отношении проблемы безумия. Первая (ее представители - Мирча Элиаде и Карл Юнг), обосновывает право на инаковость, право на иной цивилизационный и культурный уклад, настаивает на равнозначности современной и несовременной ментальности.

Вторая (ее представляют французский философ Рене Генон, итальянский философ Чезаре Эвола, радикальные революционеры) утверждает примат великого безумия над рассудком, поддерживает правоту этого безумия во всех случаях и проявлениях, настаивает на том, чтобы безумие воцарилось здесь и сейчас, что путь торжества рассудка есть неправомочная узурпация, зло, отчуждение.

Являются очень важными. Бытие человека - это как раз один из таких вопросов. Принято считать, что оно представляется в трех реальностях:

В субъективной духовности;

Реальности живого вещества;

Объективно-материальной реальности.

Все они проявляются в двух ипостасях:

Предпосылка;

Результат.

Сразу после рождения человек оказывается в обществе, которое сделает все возможное, чтобы он стал не просто индивидуумом, но и личностью. Духовное и материальное бытие личности - это единый диалектический процесс, относящийся к общественно материальной истории людей. Давно уже установлено то, каким должен Данная предопределенность основана на уровне в котором он получает воспитание.

Бытие человека - это то, о чем спорят много веков. Чаще всего индивидуума представляют как существо двойственное, то есть являющееся и природным творением, и творением социума. Бытие человека, а точнее становление, имеет непосредственную связь с духовной и производственной сферами жизни.

Под бытием часто понимают духовную, социальную, а также биологическую Любой из живущих в обществе - личность. Вне общества личностью стать мы не можем. Все люди тесно связаны друг с другом: передача опыта осуществляется везде и всюду, люди постоянно предлагают друг другу одни услуги в обмен на другие и так далее. Те ценности, которые имеет личность, являются ценностями всего общества или какой-то его части. Социальное бытие человека - это то, чем обусловлена его уникальность и неповторимость.

Изначально человек не имел творческо-созидательных, духовных, а также социально-культурных функций жизнедеятельности. Также важно отметить тот факт, что многие биологические функции жизнедеятельности были «окультурены». В качестве примера можно привести межполовые отношения. Уже доказано, что изменилось и изначальное восприятие мира человеком.

Со временем менялось не только общество, но и сами люди. В частности - их тело, а также дух. Развитие и того, и другого тесно связано друг с другом, хотя законы развития в каждом случае свои.

Чем так важен духовный облик человека? Некоторые философы считали, что именно он может дать ответы на сложнейшие вопросы, определяющие сущность всего нашего существования.

Индивидуальное бытие человека всегда противоречиво. Связано это с тем, что каждая личность по большей части смотрит на мир исключительно через призму опыта, который признает своим собственным. Индивидуальные взгляды на жизнь также зависят от личностных интересов. Да, общество дало определенные установки, но бытие все равно остается индивидуальным в любом случае.

Большие ли предпосылки для развития имеет человек? Да, большие. Это касается любого его бытия. Жизнь тела - это первичная предпосылка. Человек существует в природном мире именно как тело, которое зависит от природного цикла, он рождается, развивается, а затем гибнет. Жизнь духа невозможна без жизни тела. На основании данной истины все в обществе устроено так, чтобы любой мог нормально жить, развивать способности, совершенствоваться и так далее.

Можно ли стать личностью, подчиняясь исключительно тем требованиям, которые связаны с телесными законами? В принципе, да, но личность в данном случае не будет развитой, индивидуальной, особенной.

Широким является и вопрос социального бытия человека. Мы изначально принадлежим к какой-то определенной части общества. Но при определенных условиях наше положение может измениться. Человек может до бесконечности подниматься и опускаться по социальной лестнице. Все зависит от волевых качеств, мотивации, целей и так далее.