» » Что такое просвещенный абсолютизм в чем состояли. Эпоха просвещенного абсолютизма Екатерины II: реформы, события. Личность Екатерины II

Что такое просвещенный абсолютизм в чем состояли. Эпоха просвещенного абсолютизма Екатерины II: реформы, события. Личность Екатерины II

К концу XVI века в Европе складываются три государства с ярко выраженной централизованной властью: Англия, Франция и Испания. Форма правления власти в этих странах получила название абсолютизма.

Общая характеристика просвещённого абсолютизма

Абсолютизм характеризуется в неограниченной власти монарха, который опирался на регулярную армию и разветвлённый аппарат чиновников. Все мероприятия церкви полностью зависели от воли самодержца. Церковь проповедовала мысль о “власти государя от Бога”.

Непрерывные войны, эпидемии чумы и оспы, социальные противоречия в обществе предопределили изменение политической системы Европы во второй половине XVIII века. Первыми признаками возникновения просвещённого абсолютизма были:

  • В городах выделяется прослойка капиталистов-мануфактурщиков. В деревнях появляется зажиточное крестьянство.
  • Монархи пытались совершенствовать систему управления и занимались устранением наиболее устаревших её элементов.
  • Возросло значение чиновничьего аппарата. Вместе с тем, феодальная знать стала играть второстепенную роль.
  • Происходила модернизация армии. Тяжёлую рыцарскую конницу сменила лёгкая гусарская кавалерия. Возросла роль артиллерии, армия становилась регулярной. Содержание такой армии дорого обходилось казне и обеспечивать её комплектацию мог только королевский двор.
  • Крупные купцы и промышленники были заинтересованы в поддержке сильной централизованной власти. Развитие мануфактурного производства требовало таможенных пошлин на импортный товар.

Все кратко перечисленные причины стали в дальнейшем основой политики просвещённого абсолютизма.

Просвещённый абсолютизм в Европе

Основы просвещённого абсолютизма заложил Томас Гоббс. Продолжателями этой идеологии стали философы-писатели Монтескье, Вольтер и Жан-Жак Руссо.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Портрет Ж.Ж. Руссо. Скульптор Ж.А. Гудон 1778 год.

Философами проводилась мысль о том, что государь вступивший на трон, должен обладать не только правами, но и обязанностями перед своим народом. Просвещённый абсолютизм был принят “на ура” не только монархами, но и передовой частью дворянства. Просвещёнными монархами принято считать Иосифа II-императора австрийского, Фридриха II- прусского короля, Густава III-шведского короля и тд. В России основы просвещённого абсолютизма заложила Екатерина II.

Несмотря на то что многие самодержцы считали себя просветителями и заигрывали с философами, как только речь заходила об ограничении в чём-либо верховной власти, игра в “доброго короля” подходила к концу. На самом деле монархи воспринимали политику просвещённого абсолютизма лишь как доктрину централизованной власти с небольшими уступками низшим сословиям, фабрикантам и части дворянства.

Реформы просвещённого абсолютизма

В 50-60-е годы XVIII века просвещённый абсолютизм достиг своего расцвета. Философы в этот период эпохи Просвещения, дали определение реформам, проводимым в Европе. По их мнению, преобразования начатые самодержцами, делались не в корыстных целях, а ради государства. Однако, не стоит забывать, что преобразования во многом зависели от личности самодержца. У истоков реформ просвещённого абсолютизма стояли император Иосиф II и король Фридрих II. Хотя в Португалии и Испании реформы проводились не монархами, а просвещённым дворянством и министрами.

Рис. 2. Портрет Фридриха Великого II. Художник Пене 1756 год.

  • Экономические реформы имели общую черту, присущую преобразованиям проводимых в Европейских государствах: каждый монарх стремился к пополнению своей казны за счёт увеличения пошлин на ввозимые товары. Такая политика получила название меркантилизма. Делались определённые шаги для развития промышленности.
  • Сословные реформы сказались на правах дворянства и духовенства. Их привилегии существенно ограничивались. В Швеции, например, дворяне обязаны были платить налоги за свою землю.
  • Судебные реформы имели огромное значение. Наконец то отменялись пытки, инквизиционные суды упразднялись. Ограничения коснулись и смертной казни и произвола судей. Особенно преуспела в судебных реформах Пруссия.
  • Коснулись реформы и крестьянского вопроса. Впервые о крестьянской реформе заговорили идеологи физиократии во главе с Франсуа Канэ. Этот писатель и философ был лечащим врачом мадам Помпадур, фаворитки французского короля Людовика XV. Осуждая отсталость феодального строя, физиократы требовали отмены крепостного права. Благодаря реформам, крепостничество, пусть и формально, было отменено в Австрии.

Рис. 3. Портрет Франсуа Канэ

  • Реформы в сфере образования дали странам Европы большое количество новых школ, стали обучаться грамоте даже низшие слои общества. Свободы печати и свободы слова ещё не было в большинстве стран Европы, но цензура была всё же ограничена.
  • Церковные реформы принесли облегчение иноверцам в тех странах Западной Европы, где основной религией являлся католицизм. От короля теперь зависело утверждение папских булл, основные инквизиционные суды были закрыты, повсюду изгоняли иезуитов.

Политика просвещённого абсолютизма, при всех своих либеральных начинаниях не могла принести желаемого эффекта в силу взаимообусловленности пережитков феодального строя. При попытке преобразовывать одну из сфер политики государства, рушилась другая, подобно карточному домику. Парадокс состоял и в том, что сами монархи боялись уже начавшихся реформ и стремились задавить их сверху.

Просвещённый абсолютизм в Пруссии, Австрии и Швеции

В следующей таблице можно увидеть примеры проводимых реформ в европейских странах, их сходства и различия:

Страна Изменилось Осталось без изменений
Пруссия
  • начальное образование стало более доступным;
  • строгий контроль за судебными и финансовыми органами;
  • в экономике проводится политика меркантилизма: защита интересов своего производителя, на ввозимые товары вводятся дополнительные пошлины;
  • помещики не имеют права лишать крестьян своих наделов;
  • суд становится равным для всех сословий.
  • запрещён выезд за рубеж;
  • сохраняется крепостное право;
  • цензура печати и запрет на свободу слова.
Австрия
  • появляется среднее образование;
  • смертная казнь применяется за особо тяжкие преступления;
  • ограничение на привилегии Католической Церкви;
  • отмена крепостного права;
  • крестьяне получали небольшой надел земли;
  • политика меркантилизма: ввоз товаров из-за рубежа облагается повышенной пошлиной.
  • запрет на выезд из страны;
  • цензура печати и запрет на свободу слова;
  • увеличился срок службы в армии;
  • централизация власти Габсбургов распространилась на Галицию и Венгрию.
Швеция
  • вышел свод законов о свободе печати и свободе слова;
  • отменено сословное ограничение занимания высоких государственных должностей;
  • введена свобода вероисповедания;
  • политика меркантилизма: ввозимые товары облагаются повышенным налогом.
  • парламент(ригстаг) полностью зависел от воли короля и мог быт распущен в любой момент;
  • прекращает свою деятельность совещательный орган.

В Польше, Англии и Франции политика просвещённого абсолютизма не нашла своего применения. В Польше главенствовала шляхта (дворянство) и король там имел второстепенное значение. Англия опережала по социальному и экономическому развитию страны Европы и просвещённый абсолютизм её миновал. Во Франции из-за близорукой политики нерешительных и слабовольных монархов Людовика XV и Людовика XVI, дело шло к кровавой бойне революции 1789 года.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали, в чем заключалась главная идея просвещенного абсолютизма. Реформы промышленного абсолютизма были неполными и не находили удовлетворения среди различных слоёв населения. Проявлением недовольства масс и общественного кризиса стала Великая Французская революция, отзвуки которой волной прокатились по всей Европе.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 120.

Эпохой просвещённого абсолютизма в России называют период правления Екатерины II. В чём особенности подобного правления? Какие новые черты характерны для абсолютной монархии, которая называется просвещённой? Разберёмся в этом.

Просвещённый абсолютизм - это форма политики, которая сложилась в некоторых странах Европы и в России в середине 18 века. Это политика сохранения старых, лучших форм управления государством с одновременной модернизацией всей системы управления страной, это формирование основ нового буржуазного общества.

Цель политики

  • максимально приблизить деятельность правителя к веяниям времени, учитывая все изменения, происходящие в стране;
  • достичь « общего блага» сверху, путём реформ, проводимых монархом.

Задачи

    Усиление абсолютной власти путём использования модернизированных формы управления, отказ от отживших систем власти.

    Превращение дворянства в привилегированное сословие, предоставление ему максимума прав и свобод., ведь именно дворянство - опора царской власти.

    Смягчение напряжённости в обществе при одновременном усилении власти помещиков над крестьянами.

    Проведение политики « экономического либерализма», то есть развитие экономики путём проведения реформ сверху, развитие предпринимательства в стране.

    Распространение знаний, развитие культуры.

Идеологическая основа Просвещения - идеи просветителей Запада (идеолог- Томас Гоббс), которые осуждали насилие, выступали за свободу, равенство, право на частную собственность. Они считали обязательным в стране принцип разделения властей, верховенство закона.

О с новные признаки просвещённого абсолютизма

    Во главе государства стоит « просвещённый», умный монарх, издающий справедливые законы, способствующие развитию общества. Именно такой монарх способен добиться идеала « общего блага», экономического, культурного процветания страны.

    Модернизация страны, всех её сфер, так как для этого сложились в обществе объективные условия. Без этого невозможно дальнейшее эффективное развитие и торговли, и экономики в целом.

    Проведение политических реформ, усовершенствование системы управления, которая шла бы в ногу со временем и в то же время способствовала укреплению абсолютной монархии.

    Принятие мер, которые бы способствовали снижению социальной напряжённости в стране, предотвратили народные бунты и возмущения.

    В политике как монарха, так и верхушки общества главное - слово, убеждение, а не грубое насилие.

    Большое внимание - развитию культуры, особенно образованию, создание системы государственного образования для всех категорий населения.

Екатерина II стремилась всей своей деятельностью доказать, что её правление - это эпоха Просвещения в России. Какие конкретно мероприятия были ею проведены, вы можете прочитать на странице, посвящённой историческому портрету Екатерины II на моём сайте poznaemvmeste. ru

Политика просвещенного абсолютизма (кратко)

Политика просвещенного абсолютизма (кратко)

Продолжательницей дела Петра Первого выступила Екатерина Вторая. Период её правления государством связан с расширением территориальных границ и важными административными реформами. Главной целью её деятельности было законно оформить права всех сословий. Именно при Екатерине Второй сложилась так называемая система просвещённого абсолютизма. То есть, система общества при которой сословия признают свою ответственность перед монархом, который в свою очередь, осознаёт себя в роли попечителя империи. Таким образом, Екатерина хотела достигнуть союза между обществом и монархом не на принуждении (абсолютная монархия), но на добровольном признании собственных обязанностей и прав.

Императрица полностью поощряла развитие науки и образования, способствовала закладыванию фундамента журналистики, а также восстановления торгово-промышленной деятельности государства, руководствуясь трудами французских просветителей Дидро и Вольтера.

Вся внутренняя политика просвещённого абсолютизма делится на три периода:

· 1762 год – середина 70-х годов. Получив в руки власть в результате дворцового переворота, основной задачей Екатерины стало оправдание своего пребывание в роли держателя власти. Для этого была созвана Уложенная комиссия, целью которой было составление законов, а также замена некоторых законов в Соборном Уложении 1649 года. Комиссия просуществовала недолго, однако, плоды её четырёхлетней работы стали основой деятельности императрицы.

В 1763 году она проводит реформу Сената, который был разделён на шесть департаментов и лишён законодательной инициативы.

· Середина 70-х – начало 90-х гг. второй период правления ознаменовался крупными государственными реформами. Их причиной стало восстание Пугачёва, а их цель заключалась в закреплении власти монарха. Среди важных событий: роспуск Запорожской Сечи, распространение крепостничества на Украину, формирование системы сословных судов и пр.

· С начала 90-х годов по 1796 год. В результате событий Французской революции 1789 года императрица взяла курс на остановку политики просвещенного абсолютизма. Всё чаще цензурируются книги и газеты.

В общем, за период царствования Екатерины Второй Россия становится авторитетным мировым государством. Формируются благоприятные условия развития экономики державы, расширяются права дворянства и пр.

Тем не менее, недостатком данной политики стало продолжение политики протекционизма и меркантилизма, что привело к развитию промышленного застоя.

18 век – это век «просвещения» во всех сферах жизни: литературе, искусстве. Идеи просвещения наложили отпечаток и на государственную . Если раньше понятие абсолютной государственной власти сводилось исключительно к ее практической направленности, то есть к совокупности прав государственной власти, то теперь абсолютизм объявлялся просвещенным. Это значит, что государственная власть признавалась остального, но при этом добавлялась забота о благе всего народа. Монарх должен был осознать, что у него есть не только права и безграничная власть в руках, но и обязанности перед своим народом.

Идеи просвещенного абсолютизма впервые были высказаны . Писатели и философы мечтали поменять в корне существующий государственный строй, изменить жизнь простого народа к лучшему. Монархи, понимая, что перемены грядут и их не избежать, начинают сближаться с , впитывают идеи, высказываемые ими в своих трактатах. Так, например, Екатерина II имела тесную дружескую переписку с Вольтером и Дидро.

Философы ратовали за то, чтобы государство было подчинено разуму, о том, чтобы крестьянам создали лучшие условия для существования. В России, к примеру, к периоду «просвещенного абсолютизма» относится развитие образования, поощрение торговли, реформы в сфере цеховых структур, модернизация аграрной структуры. Однако последняя проходила весьма осторожно, были сделаны лишь первые шаги к этому.

Изменения в обществе

Изменились взгляды элиты в целом. Теперь покровительство науке и культуре считалось хорошим тоном. Законы жизни пытались объяснить с точки зрения разума, рациональный подход ставился во главу угла любого начинания.

Однако на практике все оказалось совсем не так. Эпоха просвещенного абсолютизма принесла лишь упрочение прав интеллигенции и высшим слоям общества, но не простому народу. Недаром в России, например, время правления Екатерины II вошло в историю как «золотой век русского дворянства», когда дворянам удалось упрочить и приумножить свои права. А до отмены крепостного права оставалось еще почти 100 лет.

Просвещенного абсолютизма, как ни странно, не было в Англии, Франции и Польше, в последней вовсе не королевская власть.

В отечественной историографии нет единого взгляда на политику «просвещенного абсолютизма». Одни ученые считают, что она не принесла ничего, кроме упрочения буржуазного строя. Другие видят в этом явлении эволюцию дворянского строя.

Видео по теме

Источники:

  • Просвещенный абсолютизм - что это такое?

Во многих европейских государствах XVIII века существовала монархия, которая была отражением абсолютной власти правителя. Еще больше возвысить светскую власть позволила рационалистическая идея «просвещенного абсолютизма». В этом понятии соединились представления о государственной пользе и забота о всеобщем благосостоянии.

Сущность политики «просвещенного абсолютизма»

Основоположником идеи «просвещенного абсолютизма» считают философа Томаса Гоббса. В центре этой теории стояло светское государство, покровителем которого был абсолютный монарх. «Просвещенный абсолютизм» вышел за рамки прежнего понимания государства, для которого был характерен узкий практицизм целей и методов управления страной. Этот подход предполагал ответственность правителя не только за государственные дела, но и за «общественное благо».

Литература просветительской направленности, получившая широкое хождение в обществе в середине XVIII века, не ограничивалась лишь критикой существовавших порядков. Стремления мыслителей были направлены на то, чтобы в обществе разворачивались реформы, инициатором которых должно было стать государство и «просвещенные» правители. Отличительный признак «просвещенного абсолютизма» – союз рационалистической философии и абсолютной монархии. Ярким воплощением описанных идей были философские и политические взгляды Вольтера.

Политика «просвещенного абсолютизма» была характерна для многих стран Европы, за исключением разве что Франции, Англии и Польши. Англия не нуждалась в подобных идеях, поскольку нашла другие пути для осуществления реформ. В польском государстве отсутствовал абсолютизм, там господствовала шляхта. А правители Франции не смогли взять на себя ответственность за проведение социальных преобразований, в результате чего монархия в этой стране к концу XVIII века перестала существовать.

«Просвещенный абсолютизм» в России

Идеи «просвещенного абсолютизма» нашли отражение в политике российской императрицы Екатерины II. Она находилась под определенным влиянием французских просветителей XVIII века – Дидро, Вольтера, Руссо, Монтескье. В трудах этих мыслителей Екатерина нашла взгляды, которые позволили ей использовать свое положение в государстве для укрепления позиций абсолютизма. В те времена в Европе было модно и выгодно слыть «просвещенным» правителем.

Настольной книгой императрицы было «О духе законов», написанное Монтескье. В нем говорилось о необходимости разделения власти в абсолютистском государстве на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Но Екатерина стремилась построить так, чтобы необходимость в демократической конституции отпала. Императрица ограничилась лишь расширением прав и привилегий отдельных сословий.

К «просветительским» реформам Екатерины II можно отнести проведенные в годы ее правления изменения в культуре и образовании. В 1783 году она даровала частным лицам право заводить собственные типографии, что положило начало «вольному книгопечатанию». Чуть позже была проведена реформа народных училищ, а затем открылись женские учебные заведения. Подобные мероприятия позволяли Екатерине II сохранять престижный имидж «просвещенной» императрицы.

1. Как мыслители эпохи Просвещения объясняли события общественной жизни?

По мысли эпохи Просвещения события общественной жизни объяснялись исходя из простых законов, в конце концов, сводившихся к разумности происходящего. Они приближали жизнь общества к жизни природы, считая, что законы взаимодействия между людьми легко просчитать, если отбросить предрассудки.

2. С чем теория общественного договора связывала появление и функции государства? Какое государственное устройство Д. Локк считал идеальным?

Теория общественного договора как раз связывала появление государства с этим самым договором, согласно которому люди добровольно передавали государству функцию защиты их естественных прав. Учитывая английский опыт, для Локка идеальным было государство с разделением законодательной и исполнительной властей (что уже было отчасти сделано в Англии с развитием функций парламента).

3. Почему Франция стала духовным центром европейского просвещения? Охарактеризуйте взгляды Вольтера, Руссо, Дидро.

Франция стала центром европейского просвещения потому, что ещё до этого стала центром Европейской культуры. Благодаря последнему здесь в почёте были образование и печатное слово. Почти половина взрослых мужчин страны умела читать. Увлечение новыми идеями, включая идеи просветителей, вошло в моду даже у высшей аристократии. Именно в этой среде расцвели крупнейшие умы эпохи.

Вольтер являлся активным поборником естественного права и активно выступал в конкретных случаях его нарушения. Но основной круг его идей был сосредоточен вокруг религии. Он обрушивался с критикой на идеи католической церкви и абсолютизма, который основывал свои права на католической идеологии. Но при этом Вольтер столь же яростно критиковал и атеизм, так как без религии общество оказывается лишено нравственных ориентиров.

Д. Дидро известен как издатель «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», где попытался суммировать основные знания своей эпохи. Он отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления - лишь результат движения её частиц. Человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов.

Ж.Ж. Руссо наиболее полно из энциклопедистов рассматривал именно законы общественного развития и перспективы такового. Он считал, что человек по природе обладает свободной волей и с начала времён этой волей пользовался. Государство по его представлениям возникло в результате естественного договора между людьми. Однако с появлением имущественным неравенства общественный договор исказился, из чего и происходят все несправедливости.

4. Кто из просветителей придерживался республиканских идей? Как просветители объясняли необходимость разделения властей?

По мысли просветителей разделение властей нужно для того, чтобы ни одна из ветвей власти не подчинила себе остальные, то есть, чтобы избежать единовластия. Ш.Л. де Монтескьё довёл эту идею до логического завершения, написав о системе сдержек и противовесов. Из просветителей многие склонялись к республиканской форме правления. Наиболее последователей в этом был Ж.Ж. Руссо.

5. Почему в германских государствах идеи Просвещения распространились не столь широко, как в Англии и Франции? Каковы были особенности немецкого Просвещения?

Германских государств было много, здесь не сложилось такого центра культуры и просвещения, каким был Париж во Франции. Кроме того, местная элита давно привыкла общаться на самые разные темы на французском языке, тем более на темы передовых идеи. Немецкие аристократы просто выписывали книги из Франции и присоединились к общеевропейскому Просвещению с центром в Париже.

Потому немецкие просветители не так радикально призывали к переустройству общества. Но зато именно они сделали акцент на интересе к собственному языку и традициям, самобытности немецкой культуры. Именно с немецких просвещённых кругов начинается интерес ко всему национальному, который распространился по Европе в следующую эпоху романтизма.

6. Как вы объясните распространение идей просвещенного абсолютизма? Заполните таблицу.

В XVIII в. идеи просветителей обещали переустройство общества на разумных началах. Предполагалось, что удастся наладить государственный аппарат как часовой механизм, заставить его работать без сбоев. Эта идея была весьма привлекательна для монархов. К тому же, эти идеи были в моде в высшем свете Европы, и молодые принцы увлекались ими чисто по человечески, а получив власть, старались реализовать мечты молодости на практике. Более того, образ просвещённого монарха был выгоден, потому что повышал авторитет среди таких же увлечённых просвещением представителей высшего общества.

7. Сделайте вывод о том, насколько последовательно воплощались в жизнь идеи Просвещения в деятельности правителей. Какие из этих идей не могли быть реализованы просвещенными монархами?

У просветителей не было единой программы, которую монархи могли бы последовательно выполнять: у каждого из мыслителей были свои идеи. Правители крупных европейских государств реализовали некоторые из них. Однако они не могли, например, ввести республиканскую сферу правления, причём не только потому, что не хотели сами себя лишать власти, но и потому, что на тот момент некоторые идеи могли вызвать большое возмущение в обществе. Недаром Екатерина II писала одному из просветителей про то, что философы работают с бумагой, которая всё стерпит, но правителям приходится дело со спинами подданных, которые более чувствительны.