Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ласточка» п. Таежный»
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Ц»
подготовила учитель-логопед
Кудрина Наталья Владимировна
Таежный, 2014
Звук и буква Ц.
Цели : познакомить детей со звуком Ц и буквой Ц; Развитие фонематического слуха; научить произносить звук Ц в слогах, словах, предложениях; учить определять место звука в слове; совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова ЦЫП; развивать мелкую моторику рук детей и графомоторные навыки.
Оборудование : дед, баба, курица с цыплятами, скорлупки с заданиями, звук Ц, символ звука Ц, песочница, картинки со звуком в начале, середине и конце слова, тучка, прикрепленная к потолку, буквы Ц, схемы для звуко-слогового анализа.
Ход занятия
Организационный момент . Ребята, отгадайте загадку:
Явился в желтой шубке,
Прощайте две скорлупки.
(цыпленок)
А кто мама цыплят?
Дети: курица.
А хотите я расскажу вам сказку?
1. Логопед рассказывает детям сказку:
Жили-были дед да баба и была у них курица-ряба. Снесла курица яйца не золотые, а простые, и вылупились из них маленькие, желтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят в далекую песочную страну. Плачет дед, плачет баба, плачет курица: «Спасите моих маленьких цыплят».
Ребята, поможем курице? Спасем ее маленьких цыплят?
Дети: Да.
Но чтобы попасть в эту страну, надо выполнить много заданий. Но я думаю, что вы справитесь с ними. Итак, отправляемся в путь.
1. А вот и первое задание: Произнесите правильно звук Ц.
Дети произносят звук Ц хором, индивидуально. Логопед дает характеристику звука Ц (согласный, глухой, твердый, обозначаем синим кружком).
Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.
2. Повторение слоговой цепочки за логопедом .
Повторяйте за мной:
ЦА- ЦО – ЦУ – ЦЫ
АЦ – ОЦ – УЦ – ЫЦ
3. Закончить слова слогом ЦА.
А теперь я буду говорить слова, а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА), води(ЦА), певи(ЦА), кури(ЦА), умни(ЦА), больни(ЦА).
Молодцы, ребята. Наш путь продолжается.
4. Выделение звука Ц в начале, середине, конце слова по картинкам.
Не устали вы в пути?
Хотите водицы испить из колодца?
Дети: Да.
Ой, а водицы-то нет. Что это?
Логопед достает из колодца картинку.
Дети: Кольцо.
А где в этом слове находится звук Ц?
Дети: в середине слова.
Правильно.
Логопед помещает картинку на панно. И т.д. с остальными картинками. Дети достают картинки, называют слово, место звука Ц в слове и помещают на панно.
5. Отгадывание загадок.
Продолжаем наш путь.(на пути дерево). Дерево преграждает нам путь в песочную страну. Нужно отгадать загадки и тогда может быть дерево нас пропустит.
Логопед загадывает детям загадки.
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.
На гору бегом,
С горы кувырком.
6. Составление предложений по картинкам-отгадкам.
А теперь давайте составим предложения со словами-отгадками.
Дети составляют предложения. Дерево убирается. Перед детьми песочная страна.
Ну вот мы и в песочной стране. Давайте позовем цыплят: ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП.
Что такое? Не откликаются наши цыплятки. Нужно выполнить еще одно задание, тогда мы их точно найдем.
7. Составление схемы слова ЦЫП.
Давайте составим схему слова ЦЫП.
Дети делают звуко-слоговой анализ слова.
Звучит музыка ветра, буквы падают с тучки.
8. Знакомство с буквой Ц.
Ой, что это, ребята?
Дети: Буквы.
А какая это буква? Может кто-то из вас уже знает?
Дети: Это буква Ц.
Звуку Ц соответствует буква Ц.Давайте напишем букву Ц на песке.
Дети пишут букву Ц на песке и видят в песке цыпленка. Находят в пескевсех цыплят.
Вот мы и нашли всех цыплят. Давайте отнесем их курице.
Дети относят цыплят курице.
9. Итог занятия.
Дети, дедушка и бабушка спрашивают какие задания вы выполняли? Трудные ли были задания? С каким звуком мы сегодня познакомились? Дедушка и бабушка благодарят вас, и пока вас не было, курица снесла еще яйца, но не простые, а волшебные. Они с сюрпризом. Угощайтесь!
Логопед раздает детям шоколадные яйца и прощается с ними.
Использованная литература:Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной логогруппе/О.С. Гомзяк. – М.:Издательство ГНОМ, 2011г.
Кузнецова Е.В. Развитие и коррекция речи детей в 5-6 лет: конспекты занятий / Е.В. Кузнецова, И.А.Тихонова. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР/ Н.В. Нищева. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
Образовательная область: коммуникация
Раздел: обучение грамоте
Тема: звук и буква «Ц»
Цель:
Билингвальный компонент: сөз
Этапы деятельности |
Действия воспитателя |
Деятельность детей |
Мотивационно- побудительный |
Слушают, представляют. |
|
Организационно- поисковый |
Слайд Цапля Предлагает выделить звук Ц ц-ц-ц. Физминутка, релаксация. (Звучит мелодия леса). курица . Слайд сундук). (Слайд -предложение) |
Иван-Царевич. цапля ? Дети произносят вук Ц. . Дети: Спасибо вам, ребята. |
Рефлексивно- корригирующий |
Высказывают мнение. |
Ожидаемый результат:
Воспроизводят:
Понимают:
Просмотр содержимого документа
«Грамота.Тема: звук и буква «Ц»»
«Спасение Василисы-Прекрасной. Знакомство со звуком и буквой Ц».
Технологическая карта старшей группы
Образовательная область: коммуникация
Раздел: обучение грамоте
Тема: звук и буква «Ц»
Цель: познакомить детей с буквой и звуком[ц ], дать понятие, что он всегда твердый. Учить читать слоги, слова, предложения; упражнять в звукобуквенном анализе, делении слов на слоги, выделении ударного звука; развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность через выполнение заданий.
Билингвальный компонент: сөз
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Деятельность детей |
Мотивационно- побудительный | Путешествие в лес. Звучит музыка. | Слушают, представляют. |
Организационно- поисковый | Предлагает рассмотреть слай, определить как называется сказка. Слайд Цапля Предлагает выделить звук Ц Взглянул Иван-царевич на своё отражение в воде и произносит ц-ц-ц. Губки улыбаются, язык поднимается вверх и опускается. Слова: улица, чайка, огурцы, трава, волчица, цифра, вода, танцы, луна, птица, глаза, цепочка. Физминутка, релаксация . (Звучит мелодия леса). Что-то устал Иван-царевич лёг на полянке, закрыл глазки и отдохнул. Иван-царевич проснулся и вот что нашёл. Кто догадался, что это? Ребята, проголодался Иван-царевич, решил он присесть и покушать. А какая же еда у него в рюкзаке, давайте посмотрим? Давайте мы с вами выложим из букв слово курица и выполним звуковой анализ цветными карандашами. ЛПродолжает Иван - царевич поиски своей Василисы-Прекрасной идет по дороге, торопиться! Как же хорошо спрятал Кощей Василису-Прекрасную, что не может найти ее Иван-царевич. - Как же нам её найти? -Ребята, вот и подсказка. Слайд сундук). Предлагает открыть сундук. Слайд Если мы с вами сломаем иглу пополам, то мы уничтожим Кощея, и тогда мы спасём с вами Василису-Прекрасную). Вы очень хорошо справились с заданием. Вот и замок. (Слайд -замок) Осталось только встретить Василису-Прекрасную. Слайд Посмотрите, что написала нам Василису-Прекрасную. Прочитайте, что тут написано. (Слайд -предложение) Логопед:- Сколько слов в этом предложении? Назовите 3 слово, 2слово,1слово. Теперь Иван-царевич сможет с ней жить - поживать и добро наживать. Слайд | Определяют сказку о Кощее бессмертном, который жил в тридевятом царстве, тридесятом государстве и похитил Василису Прекрасную и запер её в своём замке отправился искать Василису-Прекрасную Иван-Царевич. Идёт Иван-царевич мимо речки и увидел птицу, цаплю кой звук слышится в начале слова цапля ? Дети произносят вук Ц. Определяют,звук Ц согласный, глухой, твёрдый, Ц всегда твердый. Услышав слова со звуком Ц, дети хлопают в ладоши. Находят редметы, говорят сөз цыплёнок, ножницы, огурец, цветок, пуговица, яйцо, скворец, кольцо, перец, курица, оапределяют где стоит звук Ц Считают, сколько зайцев, сколько цветков и сколько гусениц на поляне Производят действия в соответствии со слайдом Дети определяют и называют, что это буква Ц. Рассматривают буквы, из скольких элементов состоит буква, на что похожа буква, обведение буквы по контуру, прорисовывание буквы пальцем в воздухе, рисование на песке, выкладывание буквы из камушков. Дети рассматривают и сообщают, урица. Дети делают звуковой анализ слова Прыгая по кочкам нужно читают слоги на кочках. ца-цо-цу-цы-це, ац-оц-уц-ыц-ец. Рассматривают, определяют, что это сундук. Вот он, тот самый сундук где Кощей бессмертный спрятал свою жизнь. Дети: -В зайце утка, в утке яйцо, а в яйце иголка. Иголка это смерть Кощея. Подходит один ребёнок и ломает иголку. Рассматривают слайд с изображением Василисы. Дети: Спасибо вам, ребята. Дети: В предложении Спасибо вам, ребята всего 3слова, 3слово ребята, 2слов вам, 1слово спасибо. |
Рефлексивно- корригирующий | Подведение итога. Читает стих про букву «Ц». Вы славно потрудились, и помогли Ивану-царевичу. -Что вам понравилось на занятии? -Какой звук и какая буква помогала нам на занятии? | Высказывают мнение. |
Ожидаемый результат:
Воспроизводят: слова произносятся с ударением, ударение падает на гласный звук.
Понимают: представление о составе слова - звуки. Слоги, что звук всегда твердый.
Ход занятия:
1)Организационный момент.
Звучит мелодия леса.
Логопед: -Как вы думаете, куда мы с вами пришли.
Дети: -В лес.
(Слайд №1-Лес)
Логопед: -А вы знаете сказку о Кощее бессмертном, который жил в тридевятом царстве, тридесятом государстве и похитил Василису Прекрасную и запер её в своём замке?
(Слайд №2 Кощей с Василисой)
Логопед: -А кто отправился искать Василису-Прекрасную?
Дети: -Иван-Царевич.
(Слайд №3 Иван-Царевич)
Логопед: Иван-царевич шёл по лесу, шёл и заблудился. Ребята, поможем Ивану-царевичу найти Василису-Прекрасную?
Дети: - Поможем.
Логопед: - Отправляемся в путь.
2) Выделение звука Ц из слова.
Логопед: - Идёт Иван-царевич мимо речки и увидел кого? Ребята, что за эта птица?
(Слайд №4-Цапли)
Дети: -Цапля.
Логопед: -Ребята, какой звук слышится в начале слова цапля ?
Дети:- Звук Ц.
3) Уточнение артикуляции и произношения звука Ц. Характеристика звука Ц.
Дети берут зеркала и произносят звук Ц.
Логопед: -Взглянул Иван-царевич на своё отражение в воде и произносит ц-ц-ц. Губки улыбаются, язык поднимается вверх и опускается.
Логопед: - Ребята, как вы думаете, звук Ц гласный или согласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий?
Дети: - Звук Ц согласный, глухой, твёрдый.
Логопед: - Ребята, запомните, звук Ц всегда твёрдый.
Логопед: - Ребята, звук Ц будет сопровождать нас в пути и помогать преодолевать препятствия.
4)Развитие фонематического восприятия.
Ребята, если вы хотите помочь Ивану-царевичу вы должны выполнить задание. Я буду называть слова, а вы услышав слова со звуком Ц вы должны будите хлопнуть в ладоши.
Слова: улица, чайка, огурцы, трава, волчица, цифра, вода, танцы, луна, птица, глаза, цепочка.
Молодцы ребята, вы справились с заданием.
5) Определение позиции звука Ц в словах.
Предметы: Цыплёнок, ножницы, огурец, цветок, пуговица, яйцо, скворец, кольцо, перец, курица.
6) Согласование числительных с существительными.
(Слайд №5- Поляна).
Дети: (Зайцев, цветов, гусениц).
Логопед: -Давайте посчитаем, сколько зайцев, сколько цветков и сколько гусениц на поляне?
Дети: -Один заяц,два зайца,три зайца,четыре зайца,пять зайцев и т.д.
Физминутка, релаксация .
(Звучит мелодия леса).
Логопед: - Что-то устал Иван-царевич лёг на полянке, закрыл глазки и отдохнул.
7) Знакомство с буквой Ц.
Логопед: - Иван-царевич проснулся и вот что нашёл. Кто догадался, что это?
Дети: - Это буква Ц.
(Слайд №6-буква Ц)
Рассматривание буквы, из скольких элементов состоит буква, на что похожа буква, обведение буквы по контуру, прорисовывание буквы пальцем в воздухе, рисование на песке, выкладывание буквы из камушков.
8) Звуко-буквенный анализ и синтез слова.
Логопед:- Ребята, проголодался Иван-царевич, решил он присесть и покушать. А какая же еда у него в рюкзаке, давайте посмотрим?
Дети: - Курица.
Логопед: - Давайте мы с вами выложим из букв слово курица и выполним звуковой анализ цветными камушками.
Выполнение звуко-буквенного анализа слова курица.
9) Чтение слогов.
Логопед: - Иван-царевич наелся и отправился дальше. А впереди болото, пройдя по кочкам, мы сможем быстрее добраться до царства Кощея.
Чтение слогов ца-цо-цу-цы-це, ац-оц-уц-ыц-ец.
Логопед: - Молодцы дети! Выбрались мы из этого болотистого места.
Логопед: - Продолжает Иван - царевич поиски своей Василисы-Прекрасной идет по дороге, торопиться! Как же хорошо спрятал Кощей Василису-Прекрасную, что не может найти ее Иван-царевич. - Как же нам её найти? -Ребята, вот и подсказка.
(Слайд №7 - сундук).
Логопед: - Ребята, что это?
Дети: - Сундук.
Логопед: - Вот он, тот самый сундук где Кощей бессмертный спрятал свою жизнь.
Давайте, откроем сундук.
Дети: -В зайце утка, в утке яйцо, а в яйце иголка. Иголка это смерть Кощея.
(Слайд №8-схема)
Логопед: - Если мы с вами сломаем иглу пополам, то мы уничтожим Кощея, и тогда мы спасём с вами Василису-Прекрасную).
Подходит один ребёнок и ломает иголку.
Логопед:-Вы очень хорошо справились с заданием. Вот и замок. (Слайд №9-замок)
10)Анализ словесного состава предложения.
Логопед: -Осталось только встретить Василису-Прекрасную.
(Слайд №10-Василиса Прекрасная)
Посмотрите, что написала нам Василису-Прекрасную. Прочитайте, что тут написано.
Дети: Спасибо вам, ребята.
(Слайд №11-предложение)
Логопед:- Сколько слов в этом предложении? Назовите 3 слово, 2слово,1слово.
Дети: В предложении Спасибо вам, ребята всего 3слова, 3слово ребята, 2слов вам, 1слово спасибо.
Логопед: -Теперь Иван-царевич сможет с ней жить - поживать и добро наживать.
(Слайд №12-Иван-Царевич и Василиса Прекрасная)
11)Итог занятия. Оценка работы детей, поощрение.
Логопед:-Вы славно потрудились, и помогли Ивану-царевичу. -Что вам понравилось на занятии? -Какой звук и какая буква помогала нам на занятии?
Ответы детей.
Логопед: -Василиса-Прекрасная хочет вас отблагодарить и дарит вам блестящие звёздочки.
1.Коррекционно-образовательные:
Уточнить и закрепить чёткое произношение звука Ц в слогах, в словах.
Продолжать учить определять позицию звука в словах.
Упражнять в согласовании числительных с существительными.
Закреплять умения выполнять звуковой анализ слова.
Отработать умение анализировать словесный состав предложения.
2.Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух.
Развивать мелкую моторику.
Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
3.Коррекционно-воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества.
Воспитывать чувство сопереживания.
Воспитывать желание говорить правильно.
Предварительная работа: Чтение сказки, беседа о сказке.
Оборудование : ИКТ, куклы (Иван-Царевич, Василиса Премудрая), зеркала, предметы на звук Ц, камушки, ракушки, песок (песокотерапия) кочки, сундук.
Рябова Любовь Юрьевна
Воспитатель
МАДОУ ГЦРР д/с№4 «Ёлочка»
р.п.Голышманово
Цель: - познакомить детей с глухим согласным звуком [Ц] и буквой Ц; продолжать учить детей определять место звука в трёх позициях; учить составлять схему слова.
Развивающая среда: разрезная азбука большого и малогоформата, сюжетные картинки, слоговая таблица, игрушка или плоскостное изображение цыпленка; предметные картинки с изображением овец, гусениц, синиц, скворцов, лисицы, куницы, медведицы, волчицы, цапли, мотоцикла, цветов, колодца.
Орг. момент:
Сегодня ребята мы снова отправимся за новыми знаниями в Царство «Азбуки». Но для начала, отгадайте загадку: «Явился в жёлтой шубке, прощайте, две скорлупки». Кто это? (Цыплёнок).
Как подзывают цыплят? (Цып-цып-цып)
(Изобразить цыплёнка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом- правое крыло, затем -левое.)
Анализ звука даёт воспитатель.
Вы наверное уже догадались о каком звуке и букве пойдёт речь (мы будем слушать и произносить звук [Ц]).
Звук [Ц], произносится всегда твёрдо. Преграда образуется передней частью стенки языка. Звук [Ц] сложный, он состоит из звуков Т и С, которые произносятся быстро один за другим. Если поднести руку тыльной стороной ладони ко рту, то при произнесении звука [Ц] ощущается один удар воздушной струи, а не два, как при ТЭС или ТЫС.
3. Определение на слух слова со звуком [Ц] в четверостишии:
А сейчас, послушайте четверостишие и назовите слова со звуком [Ц]:
Любовалась цыплятками курица:
Что не цыплёнок- то умница!
Молодец, удалец,
Очень ценный птенец! (цыплятками, курица, цыплёнок, умница, молодец, удалец, ценный птенец)
Произнесём звук [Ц] в слогах: Посмотрел Цып вокруг и удивился: «Ац-оц-уц, иц-оц-ац!».
Увидел овцу, испугался: «Ца-цо-цу!» (выразить мимикой испуг)
Курица успокоила его: «Ца-цо-ца». (произнести более низким голосом)
- В народе, ребята о цыплятах есть такая пословица. Цыплят по осени считают .
Как вы думаете, что она означает? (говорится тогда, когда преждевременно судят о результатах чего-либо). Давайте произнесём ещё раз и запомним.
5. Физ.минутка «Цапля»
Очень трудно так стоять:
Ножку на пол не спускать,
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Ребята, определите место звука [Ц], в трёх позициях:
- в начале слова : цапля, цветок, цель.
- в середине : пуговица, курица, кольцо.
- в конце : заяц, певец, немец.
(Приведите свои примеры: огурец, скворец, мудрец, молодец и т.д.)
6. Характеристика звука. (согласный, глухой, твёрдый)
7. Ребята, а на что похожа буква Ц?
Вот такая буква Ц:
С коготочками на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
8. Место буквы в алфавите: - Ребята назовите соседей буквы Ц. (Х, Ч)
9. Чтение слоговой таблицы и слов.
Задание: из разложенных на полу слогов нужно составить слова и прочитать их.
ПА РЫ ПАРЫ
ЦА РИ ПАРИ
ЦЕ НЫ ЦАРИЦА
ЦЕНЫ
РЫЦАРИ
ПАНЫ
10. Итог: - С каким звуком познакомились? Дайте характеристику.
С какой буквой? На что она похожа?
Показ презентации "Буква Ц"
Список использованной литературы:
1.Бондаренко Т.М. 2006 г. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада».
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002166 дата отправки заказной бандероли 6 сентября 2013г. № квитанции (почтовый идентификатор) 62502663120182
2.Пожиленко Е.А.1999 г. «Волшебный мир звуков и слов» Пособие для логопедов
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
- закреплять правильное произношение звука Ц (ТС);
- учить слышать и выделять звук (в начале, середине, в конце слова);
- познакомить с понятием "согласный глухой, всегда твердый звук";
- познакомить с буквой Ц;
- учить читать открытые, закрытые слоги со звуком Ц;
- закреплять навык звуко- буквенного анализа слогов;
- закреплять правильное согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ с именами существительными;
- закреплять правильное употребление имен существительных в Р.п., ед. и мн. числе;
- обогащать предметный словарь со звуком Ц;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать пространственную ориентацию на плоскости;
- развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: - игрушка -цапля, картинки на звук Ц, начало слова - цапля, царь, цифра, цикада, цепь, цыпленок, цветы; середина слова -овца, овцы, кольцо, кольца, огурцы, крыльцо, курица, гусеница, птица, синица, яйцо, лицо; конец слова - огурец, палец, кузнец, певец, младенец; картинки для игры "Детеныши заблудились" -львята -львица, тигрята - тигрица, медвежата - медведица и т. д. (см. игру);зеркала логопедические индивидуальные; картинка "улыбка-заборчик"; картинка Кузнечик; доска магнитная, маркер черный, синий, красный; карточка буква Ц; карточка- картинка "На что похожа буква Ц"- "Вот какая буква Ц: с коготочком на конце"; настенная Азбука; буквы- заготовки, для прописывания пальчиком, с тактильной поверхностью (бархатная бумага); кружки из картона красного, синего цвета; карточки "Найди окошко", для определения места звука в слове; таблицы для чтения слогов; тетрадки (половинки обычной тонкой тетради в клетку); карандаши (простой, красный, синий); ватные шарики и камушки для каждого ребенка; мяч.
Ход урока
Организационный момент:
Отгадывание загадок: - По горам, по долам ходит шуба да кафтан (Овца);- Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки (Цыпленок);- У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем (Пальцы);- Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (Ножницы); и еще загадка на усмотрение логопеда - Большой подсолнух в небе, Цветет он много лет, Цветет зимой и летом, А семечек все нет (Солнце); Какой звук мы слышали в отгадках - звук Ц.
Фонетическая гимнастика "Прогулка в лесу".
Понятия - твердый согласный звук, мягкий согласный звук.
Мы в лесу. В лесу прыгает Кузнечик -Ц - Ц - Ц:(картинка Кузнечик). Рассматривание артикуляции. Картинка "Улыбка - Заборчик". Улыбка, зубки вместе заборчиком, язычок за зубками. Есть преграда, значит звук согласный. Логопед объясняет детям, что согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Например мяукает кошка - звук мь - мь -мь -мягкий. Дети держат в руках ватный шарик, сжимают и разжимают его. Делают вывод - он мягкий. Мягкий звук обозначается зеленым цветом. Дети подражают Кузнечику - ЦЦЦЦЦ. Логопед поясняет, а звук Ц всегда твердый согласный, как камушек. Дети в ладошках сжимают камушки и произносят звук Ц - твердый камушек, твердый звук. Мягким звук Ц не может быть -он всегда твердый согласный звук. Далее логопед поясняет детям, что звук Ц глухой звук. Дети закрывают ушки ладошками - звук не звенит в ушках - это звук глухой. Дети произносят звук Ц, подражая Кузнечику сначала все вместе, затем по одному.
Игра "Назови картинку".
Дети называют картинки, выделяя звук Ц. В игре используются карточки "Найди окошко" для определения места звука Ц в слове. Слова: цапля, цепь, овца, кольцо, яйцо, огурец, палец, певец;
Игра "Жадина".
Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их правильно назвать. Затем участники игры по очереди закрывают ладошкой любую картинку и говорят: - Мой огурец. Моя курица. Мое кольцо. Мои ножницы и т. д. Логопед следит за правильностью выполнения задания.
Игра "Чего нет".
Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их проверить в каждом ли слове спрятался звук Ц. Затем педагог просит глазками сфотографировать картинки, запомнить в каком порядке они разложены. А теперь дети закрывают глаза - логопед убирает одну картинку, спрашивая: -Чего нет? Повторяем три раза. Две картинки прячем два раза. Три картинки один раз.
Игра "Поймай звук".
Логопед предлагает детям потренировать ушки. Как только услышите Кузнечика - ЦЦЦЦЦ:хлопните в ладоши, поймайте звук Ц. В игре можно дать слова и на звук С, таким образом подготавливая слух детей к дифференциации звуков Ц - С. Слова: цапля, цифра, царь, сова (не хлопаем, здесь нет звука Ц), синица, курица, львица, сапог, кольцо, крыльцо, яйцо, салат не хлопаем - это не Кузнечик, молодцы), солнце, ножницы, овцы, лиса, гусеница и т. д.
Физкультурная минутка:
Мы в лесу, стрекочит Кузнечик -ЦЦЦЦЦ.. Дети изображают кузнечиков, прыгают и бегают по кругу, стрекочат - ЦЦЦЦЦ:Далее дети проговаривают слова, выполняя при этом соответствующие движения.
Ох, ох, что за гром,
(руки прижаты к щекам, наклоны головы в стороны);
- Наш Кузнец строит дом.
(руками изобразить над головой крышу);
- Молоточек: тук - тук - тук:,
(руками похлопать перед собой);
- Помогать идет петух.
(руки вниз за спину, шаги с высоким подниманием ног, согнутых в коленях);
Игра с мячом "Один - много".
Логопед предлагает детям поиграть в мяч, изменяя при этом слова - один - много: кольцо - кольца, яйцо - яйца, лицо - лица, цапля - цапли, цепь - цепи, цифра - цифры, огурец -огурцы, певец -певцы, палец -пальцы, младенец - младенцы и т. д. Молодец - молодцы!
Показ буквы - карточки Ц; - показ и нахождение буквы Ц на настенной Азбуке; -показ карточки "На что похожа буква Ц" -" Вот какая буква Ц, с коготочком на конце";-где хвостик или коготок у буквы Ц - внизу справа; -поднимем правую руку и прописываем букву Ц в воздухе; - прописывание буквы Ц пальчиками на тактильных карточках;
Понятие "согласный твердый" звук.
Логопед рассказывает детям о том, что буква и звук - всегда друзья. А звук Ц мы уже хорошо знаем. Дети снова в зеркало рассматривают артикуляцию, произносят звук Ц. Широкая улыбка, зубки стоят красиво заборчиком, язычок за зубками. Логопед спрашивает детей о том, что есть ли здесь преграда, когда мы произносим звук Ц. - да, преграда есть, у нас закрыты зубы. Таким образом, звук Ц имеет преграду - зубы (дети это видят в зеркалах). Логопед напоминает детям, что звуки у которых есть при произнесении преграда называются - согласными звуками. А звук Ц к тому же еще и всегда твердый звук (дети в ладошках сжимают и разжимают камушки) и обозначается синим цветом. Логопед при этом показывает синий кружок или квадратик и рисует на магнитной доске под буквой Ц синий кружок. Звук Ц еще и глухой звук (дети произносят звук, стрекочат, как Кузнечики, ладошками закрывают ушки - звук не звенит). Таким образом, логопед еще раз полностью характеризует звук Ц: - звук согласный - есть преграда (зубы);
- звук Ц всегда твердый звук (как камушек);
- звук Ц глухой звук (в ушках не звенит);
Работа в тетрадях.
Дети печатают букву Ц в тетрадях (пять, семь букв), по образцу педагога. Дети в тетрадях под буквой Ц рисуют синий кружок, проговаривая при этом, что звук Ц имеет преграду - он согласный глухой, всегда твердый звук, обозначаем синим цветом.
Чтение слоговых таблиц.
АЦ ЦА АЦА
ОЦ ЦО ОЦО
УЦ ЦУ УЦУ
ЭЦ ЦЭ ЭЦЭ
Звуко - буквенный анализ.
Работа выполняется детьми в тетрадях. Дети печатают слоги ЦА и АЦ (можно усложнить дать слово ОВЦА) простыми карандашами. А под слогами и словом рисуют схемы звуков красными и синими карандашами, обосновывая при этом - есть ли преграда в звуке или нет, согласный звук или гласный анализируется.
Игры с мячом "А ну-ка, повтори".
Дети встают в круг, логопед бросает мяч ребенку и просит повторить чистоговорки:
ца -ца -ца -стоит мальчик у крыльца;
цо - цо -цо - светит солнце нам в лицо;
цу -цу - цу - дали нам по огурцу;
цы -цы -цы -мы помыли огурцы;
ец - ец - ец - вот и съеден огурец, а наш мальчик молодец!
Игра "Эхо".
Логопед просит детей повторить ряды слогов - сначала громко, затем тихо.
ца -ца -цо
цо -цо -цу
цу -цу -цэ
цэ -цэ -ца и т. д.
Игра "Проговори пословицы и поговорки" (объяснить их смысл);
Заглянет солнце и к нам в оконце;
Кто за все берется, тому ничего не удается;
Конец - делу венец;
Молодец против овец, а против молодца сам овца;
Игра "Детеныши заблудились".
Дети помогают детенышам животных найти свою маму. Работа по картинкам: львята - львица, тигрята - тигрица, медвежата - медведица, верблюжата - верблюдица, ослята - ослица, лисята - лисица, волчата - волчица, ягнята - овца, ящерки - ящерица.
Итог занятия.
Логопед спрашивает детей: - С каким звуком мы сегодня играли? - Есть ли преграда у звука Ц? -Что мы можем рассказать о звуке Ц? (Звук Ц - звук согласный, глухой, всегда твердый) -Как обозначаем согласные твердые звуки? -Какой буквой обозначается звук Ц? (Буквой Ц). - На что похожа буква Ц, как мы ее пишем? Молодцы дети. Наше занятие закончено.
Екатерина Шерстнёва
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ц] и буква Ц»
Конспект открытого занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Гномики» Звук и буква Ц .
Задачи :
1. Познакомить детей с новым согласным звуком – Ц ; его артикуляционной и акустической характеристикой, способами произнесения звука .
2. Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата, способами произнесения звука ;
3. Познакомить с буквой Ц , упражнять в дифференциации понятий «звук » и «буква » .
4. продолжить работу по развитию воображение, память, логическое мышление;
5. Воспитывать умение самостоятельно выполнять учебную задачу;
6. развивать внимание, усидчивость.
Ход занятия.
1. Вступительная часть.
Улыбнемся друг другу
И нашим гостям
Чудесных открытий
Желаем всем вам.
Ребята, мы сегодня снова будем обучаться грамоте , поговорим о звуках и буквах .
2. Артикуляционная гимнастика. Сегодня я вам хочу рассказать сказку. Но для начала, отгадайте загадку.
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
Правильно, это цыплёнок.
В одной скорлупке жил цыпленок, в ней ему стало тесно, скучно и он захотел появиться на свет. Давайте изобразим цыпленка, сидящего в яйце и покажем, как он вылезает из скорлупки : сначала высунул головку, потом - правое крылышко, затем - левое. И вот он вылез из скорлупки.
И что сказал цыпленок, как вы думаете?
(Цып-цып-цып)
Посмотрел цыплёнок вокруг себя и удивился : «Ац - оц - уц!»
Дети повторяют с той же интонацией и мимикой.
Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. (Дети показывают) .
- Цыплёнок испугался : «Ца - цо - цу!»
Ветерок стал стихать и совсем прекратился. Чтобы цыплёнок не замёрз,
Погреем его : глубокий вдох через нос, медленный выдох ртом.
Цыплёнок успокоился и улыбнулся : «Ци-ци-ци.» «Какой прекрасный мир!» - сказал цыпленок. Ребята, а давайте пригласим цыпленка вместе с нами в страну звуков . Кто скажет, что это за страна? (страна в которой живут звуки и буквы ) Правильно ребята, а вот какие звуки живут в этой стране , вы сейчас сами попробуйте догадаться.
3. Актуализация опорных знаний
Упражнение «Лучики солнца» .
Мы каждый день в садике совершаем маленькие открытия . Каждое открытие для нас как лучик солнца! Ребята, посмотрите на картинку, что вы видите? Солнышко, а на лучиках солнца размещены, что? Правильно, буквы , которые вы уже знаете.
У вас на столах есть свои лучики солнца, подвиньте к себе работы! Вы видите, на каждом лучике написаны буквы ! А теперь задание, постарайтесь, разместите лучики по домикам. Но для начала, давайте вспомним. Ребята, а чем буква отличается от звука ? (букву видим и пишем , звук слышим и произносим ) Какие бывают звуки ? (гласные и согласные) Чем согласные звуки отличаются от гласных? Верно, гласные - звуки мы можем петь и тянуть и живут они в красном домике, а согласные звуки мы не можем петь и тянуть, потому что всегда мешает какая-то преграда и живут в синем домике.
А сейчас пришло время разместить буквы по домикам . А у доски разместят буквы Василиса и Саша . Размещаем лучики в каждый домик. Ребята, у кого так же? Молодцы! А теперь Василиса назови буквы , которые вы разместили в синий домик, а Саша в красный? Почему эти буквы вы разместили в этот домик, а Егор Киселёв, Жора, Миша какие буквы разместила в красный, синий дом, почему?Саша обясни, почему ты размести эти буквы в красный дом… . Василиса, почему ты разместил эти буквы в синий дом ?
Молодцы. А мы продолжаем наше путешествие по стране звуков .
4. Формирование представлений о звуке .
4.1. Отгадывание загадок. - Вы любите загадки? Я хочу вам
загадать загадки, а вы попытайтесь их отгадать и попробуйте догадаться, какой новый звук мы встретим в нашей стране.
По ходу отгадывания загадок на экране появляется картинка – отгадка.
Итак, первая загадка :
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры)
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы)
У детей к нему огромный интерес
Сюда всегда открыты двери ,
Здесь выступают даже звери.
(цирк)
4.2. Выделение звука .
Ребята, а теперь давайте, произнесём слова отгадки, выделяя первый звук .
А теперь скажи Саша?Маша?Алёна?
Вы догадались, о каком звуке сегодня на занятии будет идти речь ?
Правильно, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуками «Ц» .
Сначала давайте познакомимся со звуком «Ц» .
4.3. Учимся произносить звук .
«Ц» - это имя звука , а каждое имя надо произносить четко и правильно. Скажите, а что участвует в произношении звука (губы, язык и зубы)
Возьмите в руки зеркала и произнесите звук ц
Что делают губы? (улыбаются)
Произносим ц зубы видны? (зубы видны)
Произносим Ц…Что делает кончик языка (упирается в верхние зубы)
4.4. Характеристика звука
Отложит зеркала. Звук ц гласный или согласный? Почему (Ц – согласный! Он не поется, и во рту появляется преграда)
Ребята, я вам открою секрет , звук ц - он всегда твёрдый.
А сейчас, определите, пожалуйста, звук ц - звонкий или глухой? (глухой)
Итак, звук ц -согласный , твёрдый, глухой.
4.5. Упражнения в выделении звука ц из потока речи
Игра «Внимательные ушки»
Давайте поиграем в игру : «Кто внимательнее» и попробуем поймать звук «Ц» . Будьте внимательны, мы ловим твердый звук ц в словах . Я буду говорить слова, а вы хлопайте, если этот звук есть в слове :
Слова : Цапля-аист; царь-король; яйцо-цыпленок; театр-цирк; роза-цветок; браслет-цепочка; буквы-цифры .
4.6. Фонетическая зарядка со звуком ц : Подбор слов со звуком [ Ц ] .
А теперь придумайте вы слова, где звук «Ц» стоит в начале слова.
Молодцы!
5. Физкультминутка.
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
(Стихотворение декламируется детьми 2 раза; первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой)
6. Формирование представления о букве Ц
6.1. Знакомство с буквой Ц . Посмотрите, мы даже с вами не заметили, как подошли к домику звука . Каждый звук в этой стране живёт в своём доме. Как вы думаете в каком домике живет звук Ц ?
Правильно, в букве ц .
Ребята, а на что похожа буква ц ?
Посмотрите (показываю букву ) :
Вот какая буква Ц-
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
6.2. Написание буквы в воздухе Ц .
Давайте, посмотрим, из каких элементов построен домик звука (из 4 линий) .
Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Ц в воздухе . Поднимаю вверх левую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву . Дети за мной повторяют.
Проводим одну линию сверху вниз. Отступаем. Параллельно ей проводим ещё одну линию. Затем, от первой линии, ведем линию ко второй, останавливаемся и пишем косую линию вниз.
6.3. Написание буквы Ц на столе . А теперь также, давайте напишем букву ц на столе .
7. Зрительная гимнастика. Ребята, пока вы писали, ваши глаза устали.
Посмотрите на экран и проследите за зонтиками, шариком…. Теперь закройте глаза, откройте и продолжим работать.
8. Работа в тетрадях. Задания на закрепление буквы ц .
8.1. А теперь возьмите листочек, переверните его и что вы видите? Правильно, перед вами буква ц . Давайте ее заштрихуем. Каким карандашом будем рисовать? (синим) . Почему? (обозначает согласный, твёрдый звук )
8.2. Нарисуйте рядом с буквой ц предмет , начинающий на звук ц . Ребята, подумайте, что можно нарисовать?
9. Итог занятия . Молодцы, ребята. Наше путешествие подошло к концу, и посмотрите в окно, нам светит солнышко. И в стране звуков тоже засветило солнышко, и на лучике солнца засиял звук ц . Ребята, с какой буквой мы сегодня понакомились (С буквой Ц )
-«Цыпленок, а тебе понравилось наше путешествие в страну звуков ?»
-«Конечно, понравилось, и я хочу остаться жить в этом домике? Можно?»
-«Конечно, можно. Ведь твоё имя тоже начинается с этой буквы , а значит это тоже твой домик.»
А нам ребята пора прощаться с жителями страны звуков и букв и возвращаться в родной наш детский сад.
Молодцы, ребята! Урок закончен!