» » Религия с культом бога яхве. Яхве — Бог Ветхого Завета. Но кто он на самом деле? Ортодоксальный иудаизм и имя Бога

Религия с культом бога яхве. Яхве — Бог Ветхого Завета. Но кто он на самом деле? Ортодоксальный иудаизм и имя Бога

Еще на заре христианства было подмечено, что Бог Ветхого завета во многом отличается от того представления о Боге, которое сложилось на основании проповеди Иисуса.

Первыми на это обратили внимание гностики, объяснявшие эту странность тем, что Ветхозаветный Бог - Демиург (творец людей) был как бы маленьким богом второго плана, выше которого стоит настоящий Бог, не имеющий никаких точек соприкосновения с несовершенным миром. Демиург выполняет как бы функцию посредника между непознаваемым Богом и миром. Сам Демиург не вполне совершенен и потому несовершенен мир, который он создал и которым управляет.

Церковь объявила гностические учения ересями, однако сама она не в состоянии объяснить, почему Ветхий завет характеризует Бога как личное существо, нуждающееся в отдыхе (Быт.2:3), пище (…), любящее славу и почести (…), ревнивое к чужой славе (Исх.34:14), безжалостное (…), кровожадное (…), свирепое (…), гневливое (…), несправедливое (…), неспособное предвидеть последствия своих поступков, не обладающее безграничным могуществом.

Между тем внимательное чтение Библии позволяет сделать вывод о том, что противоречивый характер Бога на самом деле объясняется довольно просто. Дело в том что под именем Бога в Ветхом завете фигурируют два совершенно различных существа, прямо противоположных по своей природе. Один из них - собственно Бог, всемогущий, всеведущий, творец неба и земли, не имеющий никаких телесных качеств; второй - тот, кого принято называть Дьяволом, лживый, амбициозный, завистливый, жестокий, коварный, насквозь пропитанный материальностью.

Доказать это, на первый взгляд, удивительное суждение довольно просто: достаточно лишь внимательно проанализировать Ветхозаветные тексты.

Как известно, Библия начинается с описания процесса сотворения мира. И уже здесь мы сталкиваемся со странным фактом: перед нами два совершенно разных рассказа о сотворении!

В первой главе книги Бытие развертывается величественная картина эволюционного развития мира, когда на смену неживой природе приходит жизнь, и жизнь развивается от простых форм к сложным. От растений к животным, от животных к разумному существу - человеку, причем человек сразу представлен двумя полами: «мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). Собственно говоря, этот рассказ практически не противоречит тому, как трактует создание мира современная наука.

Переходя ко второй главе, мы с удивлением обнаруживаем, что историю сотворения мира нам рассказывают второй раз, но теперь она как бы перевернута с ног на голову. Создав землю, еще безжизненную, ненаселенную ни растениями, ни животными, Бог, якобы, из земного праха создал первого человека - мужчину. Затем насадил для своего создания сад и образовал из земли различные виды животных. Любопытно, что создав их, Бог «привел [их] к человеку, чтобы видеть как он назовет их, чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя им» (Быт. 2:19). Значит, Бог был лишен предвидения - не знал, как человек назовет животных. И лишь затем, после животных, Бог, усыпив человека, создал из изъятого у него, спящего, ребра - женщину, которая, таким образом, уступает право старшинства не только мужчине, но и всем животным.

Поскольку второй рассказ полностью противоречит первому, очевидно, что он фальшивый, ложный. Кто мог быть автором этой фальшивки? Никто иной как сам дьявол, чье имя по-гречески и означает «клеветник».

Третья и четвертая главы книги Бытие представляют собой продолжение дьявольской фальшивки. Сначала нам рассказывают нелепую историю «грехопадения» первых людей - Адама и Евы. Якобы Бог запретил людям есть плоды с древа познания добра и зла, но Ева, соблазненная змеем, «взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:6). За это Бог проклял и змея, и женщину, и Адама, и изгнал их из сада Едемского со зловещим напутствием: « за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедовал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей… в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколи не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:17,19).

Возникают вопросы: неужели Бог так плохо создал человека, что он посмел Его, Бога, ослушаться? Неужели, Бог не предвидел, что человек нарушит запрет? Неужели Он не настолько могуществен, чтобы обеспечить надежную защиту знаний, открывать которые людям Он считал преждевременным? Неужели Он настолько несправедлив, что обрек на вечные несчастья созданные Им и полностью от Него зависящие существа, которых Сам же не смог удержать от соблазна? И где Его бесконечное милосердие и человеколюбие? Единственный способ удовлетворительно разрешить все эти вопросы - признать, что то был не Бог, а именно Дьявол. Тогда все становится на свои места, и нет ничего удивительного в том, что, искусственно создав ситуацию, подтолкнувшую Адама и Еву к нарушению запрета, Он затем, изрыгая проклятья, с безудержной жестокостью преследует всех участников событий, включая и змея, которого Он использовал в качестве орудия соблазна. Чего же так испугался Дьявол? Того, что люди научатся различать добро и зло и станут разбираться, кто перед ними: всеблагой Бог или владыка зла! (Быт. 3:22)

История Каина и Авеля еще более обнаруживает подлинное лицо того. Кто скрывается под именем Бога. Нам сообщают, что сыновья Адама, Каин и Авель, принесли Богу дары. Каин был земледельцем и принес в дар Богу «от плодов земли», а Авель, будучи «пастырем овец», «принес от первородных стада своего и от тука их». Богу дар Авеля, убиенная овца, ее кровь и жир, понравился больше, чем выращенные Каином растения. Он отверг дар Каина, да при этом лицемерно поинтересовался: «Почему ты огорчился? И от чего поникло лицо твое?» А далее, вместо утешения устроил несчастному настоящий разнос. Доведенный до отчаяния (кем? - самим Богом!), Каин убивает Авеля, как бы говоря жестоковыйному Богу: «Ты любишь кровавые жертвоприношения, возьми жертву мою». Но Бог, фактически спровоцировавший это убийство, проклял Каина и наложил на него наказание, «большее, нежели снести можно».

Этот рассказ вполне достоин предыдущего, о «грехопадении» Адама и Евы: опять Бог (а мы уже догадываемся, что это не Бог, а дьявол) провоцирует преступление, даже не делая попыток предотвратить его, и затем наказывает всех участников разыгрываемого отвратительного действа: и правых и виноватых, кого смертью, кого вечным проклятием.

Апологеты Ветхозаветного Бога пытаются объяснить его действия тем, что он, якобы, намеренно испытывал людей - тех же Адама, Каина, - чтобы убедиться, послушны ли они его воле, или склонны ко греху. Очевидно, что это объяснение весьма неубедительное и совершенно не оправдывает ни коварство, ни жестокость, ни несправедливость так называемого Бога. Во-первых, стоит ли наказывать столь жестоко даже и преступников, и грешников, если он сам создал их такими? Не на нем ли самом лежит ответственность за ошибки и преступления его созданий?

Во-вторых, разве всеведущий по определению Бог стал ставить столь чудовищные эксперименты на живых людях, чтобы убедиться, сделают они то-то и то-то, или не сделают? Разве он не мог бы узнать этого заранее, до совершения людьми опасных и преступных деяний? Разве он не мог проникнуть в мысли того же Каина прежде, чем тот решился на братоубийство? Но, согласно Библии, ему необходимо было искушать людей. Значит он не всеведущий, а стало быть не Бог, а совсем наоборот. Если же он знал заранее о намерениях Каина и не смог предотвратить убийство, значит, он не обладал всемогуществом, свойственным Богу, а следовательно не Бог.

В-третьих, даже если жестокий эксперимент был оправдан (хотя мы уже убедились, что это не так), каковы же результаты? Невинный Авель убит, род его прервался, Каин же, его убийца, оставлен в живых, даже получил гарантию неприкосновенности , и имел многочисленное потомство (Быт. 4:17-22). Разве в этом можно усмотреть справедливость? Разве несправедливее было бы воскресить Авеля, а Каина предать смерти? Очевидно, что справедливость ему несвойственна, а, следовательно, он не является Богом.

Как видим, с какой стороны не посмотри, из под имени Бога в этих рассказах явственно выступают рога Сатаны.

Если читать Ветхий завет в оригинале, можно заметить, что в главе I Книги Бытие речь идет о богах - «элохим» (множественное число от «элох» - Бог). Так назывались боги у всех семитических народов (например, Аллах у арабов). А в главах 2-4 говорится о Яхве или Яхве элохим, то есть приводится собственное имя божества иудеев. «Яхве элохим» можно перевести как «Яхве - бог», или « Яхве - один из богов». В русском синодальном тексте слово «элохим» передается как «Бог», «Яхве» - как «Господь», а «Яхве элохим» - как «Господь Бог». Зная это, можно выделить в тексте Ветхого Завета фрагменты, относящиеся к «элохим», получившее в науке название «Элохист» и фрагменты, относящиеся к «Яхве», именуемые «Яхвист». И «Элохист» и «Яхвист» представляют собой самостоятельные произведения, отдельные сюжеты которых параллельны , другие - различаются.

Как видим, Дьявол чаще всего скрывается под именем Яхве и как бы переписывает переиначивает, искажает тексты, повествующие об «Элохим». Например, глава 5 книги Бытие, являющаяся продолжением истории творения мира, содержит перечень прямых потомков первочеловека Адама. Согласно «Элохисту», старшим сыном Адама был Сиф, которому унаследовал его сын Енус, и далее родство передавалось по линии старших сыновей в каждом поколении: Енусу унаследовал его сын Каинан, Каинану - Малелеил, Малелеилу - Иаред, Иареду - Енох, Еноху - Мафусал, Мафусалу - Ламех. Если же мы вернемся к главе 4, то есть к «Яхвисту», то увидим совершенно иное родословие. По «Яхвисту» старшим сыном Адама был братоубийца Каин, от которого родился Енох, которому унаследовал Ирад [Иаред?], и далее потомство Каина продолжалось по линии старших сыновей: Мехиаеля [Малелеила?], Мафусала, Ламеха. Как видим, перечисляются те же имена, что в родословной Сифа, только в несколько иной последовательности и с некоторыми искажениями. Сиф, согласно «Яхвисту», был не первенцем, а третьим сыном Адама и потому не включен в родословие. На лицо очевидное искажение подлинного родословия Адама, причем весь человеческий род выводится в этой искаженной версии от преступного Каина, а не от Сифа.

В конце пятой главы повествуется о Ное, сыне Ламеха, от которого после Потопа Бог произведет все нынешнее человечество. Но, после вмешательства Лукавого становится неясно, какой из Ламехов был отцом Ноя: Ламех ли, потомок Сифа или Ламех - потомок Каина. На самом деле никакого Каина - братоубийцы, и никакого потомства его, и никакого проклятия вообще не существовало, - все это выдумки Сатаны. И Ламех, отец Ноя, был потомком не мифического преступника, Каина, а ни в чем дурном не замеченного Сифа. Поэтому, последующий фрагмент «Элохиста» характеризует Ноя как « человека праведного и непорочного в роде своем» (Быт. 6:9).

История Потопа в обоих источниках, и в «Элохисте», и в «Яхвисте», излагается практически одинаково, если не считать некоторых расхождений в продолжительности потопа (согласно «Элохисту» Потоп продолжался сто пятьдесят дней (Быт. 7:24), а по «Яхвесту» всего сорок дней (Быт. 7:4)) и численности вошедших в Ковчег животных и птиц (по «Элохисту» - «от всякой плоти по паре» (Быт. 6:19), по «Яхвисту» - чистых животных по семь пар, а нечистых - по паре (Быт. 7:2-3)). Сходство объясняется, по-видимому, тем, что этот сюжет заимствован из Вавилонского сказания о Гильгамеше (таблица XI ).

Некоторые места «Яхвиста» дословно цитируют Вавилонский текст (например, об использовании птиц для обнаружения земли: ср. Быт. 8:6-12 и Табл. XI :145-154), то есть сказание о Гильгамеше обнаруживает удивительную близость к писаниям Сатаны и, возможно, принадлежит перу того же автора.

По окончании Потопа боги - элохим пообещали Ною и его сыновьям больше не истреблять людей и не опустошать землю, в знамение чего поставил радугу (Быт. 9:1-17).

Но Дьявол тут же добавил свой комментарий: якобы это обещание дано Богом Яхве исключительно благодаря совершенному Ноем жертвоприношению, благоухания которого чрезвычайно приятно для Яхве. Бескорыстное, ничем не обусловленное обещание элохим было истолковано Дьяволом как сделка, договор (завет), согласно которому Яхве обязался не проклинать больше землю в обмен на регулярно совершаемые в его честь жертвоприношения. Любопытна мотивировка такого решения: «не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал» (Быт. 8:21).

Таким образом, согласно Дьяволу, начало человеческой истории выглядит следующим образом. Первый человек Адам, созданный из земного праха, и жена его, нарушившие по наущению змея запрет на познание добра и зла, были изгнаны из Едемского сада, чтобы в муках добывать свой хлеб на скудной, поросшей сорняками земле, проклятой за их проступок. Их сын, Каин, стал убийцей собственного брата и тоже был проклят. Потомок Каина Ламех признался своим двум женам: «я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне» (Быт. 4:23). А сын Ламеха Ной, отпрыск этой семейки грешников и убийц, чудесным образом спасся во время Потопа и, откупившись от жестокого, но падкого на подарки, бога Яхве ценой жертвоприношения, стал родоначальником всего человечества. Яхве же пообещал более не уничтожать людей имен за то, что в их сердце прочно укрепилось зло!

Такова схема, которую хочет нам навязать Дьявол. А поскольку он прикрывается при этом именем Яхве, многие приняли это за чистую монету и уверовали в то, что действительно в основе истории людей лежало грехопадение, и потому все люди грешны изначально.

Но мы-то знаем теперь, что все это - происки Дьявола, ложь и клевета на Всеблагого Творца и Создателя людей. Вычеркнув эти лживые измышления из Священного Писания, мы получим совершенно другую историю, которая и есть истинная история людей. В кратком изложении эта история такова.

Бог создал свет (бытие), отделив его от тьмы (небытия). Затем были созданы небо (космос) и земля (мир неживой материи). Из неживой материи была произведена жизнь, эволюционно развивавшаяся от примитивных форм к высшим и, в конце концов, породившая человека. Исполняя первую заповедь Бога: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1:28) , люди размножились и распространились по земле. Никакого первичного грехопадения, конечно, не было. Бог не запрещал людям познавать, напротив, Он учил их различению добра и зла. Но, в силу своей телесности, люди, конечно, менее совершенны, чем Бог, и потому подвержены влиянию зла. Умножившись на земле, но не научившись еще различать добро и зло, люди стали творить дурное: «земля растлилась пред ликом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями» (Быт. 6:11). Увидев это, Бог решил произвести среди людей отбор: впавших во зло истребить в водах Потопа, а праведных и непорочных оставить. Это был первый урок людям, чтобы они научились любить добро и ненавидеть зло. Урок, конечно, суровый, но первобытные люди уважали не увещевания, а только силу.

Прошедших отбор праведного Ноя и его сынов Бог благославил и обещал им более не допускать массового истребления людей. При этом людям была сообщена вторая заповедь: «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт.9:6). Тем самым, Бог запретил убийство и провозгласил человека орудием Своей справедливости. Заметим, что никаких жертвоприношений Бог от людей не требовал и дыма всесожжения не одобрял.

Казалось бы, все ясно: Бог сам разъяснил свое отношение к семейству Ноя и недвусмысленно выразил свою волю и желание. Однако, неуемный Сатана вновь вмешивается в священный текст, чтобы опорочить выбор Бога. На это раз он обвиняет Хама, сына праведного Ноя, в неблаговидном поступке в отношении отца (Быт. 9:20-23). При этом брошена тень и на самого Ноя: он, оказывается, пьяница и напился до бесчувствия (Быт. 9:21). Кроме того, Ной выступает в этом провокационном рассказе как человек несправедливый, ибо за предполагаемую вину отца (Хама), он проклинает почему-то сына (Ханаана), пророча ему рабское будущее (Быт. 9:25-27).

У Ноя было три сына, имена которых повторяются в Библии четырежды (Быт. 5:32; 6:10; 9:18; 10:1), и всегда в одном и том же порядке: Сим, Хам и Иафет. Можно предположить, что эти имена располагаются в порядке убывающего старшинства, то есть Сим - старший сын, Хам - средний, а Иафет - младший. Но в рассказе о бесчестном поступке Хама он почему-то именуется меньшим сыном (Быт. 9:24). Зная лживость сочинителя этой гнусной истории, мы можем не поверить ему. Но это - неслучайная оговорка: она будет иметь далеко идущие последствия.

Дело в том, что далее повествуется о происхождении различных племен и народов от трех сыновей Ноя. При этом родоначальник евреев Авраам производится от старшего Сима, а народы, чьи земли будут в последствии захвачены евреями, - от младшего Хама, чье потомство к тому же было якобы проклято Ноем и ему уготовано быть в рабстве. Очевидно, что тем самым под притязания евреев на исключительность и вседозволенность как бы подводится база первородства, старшинства, которое по обычаю патриархального общества давало право на отцовское наследие (майорат). Зная, однако, кто скрывается на самом деле под именем Яхве, мы должны относиться ко всему, что с ним связано, с чрезвычайной осторожностью. Как мы уже имели возможность убедиться, «творчество» Сатаны представляет собой по большей части плод извращенного воображения, дополненного перетолкованным в том же безнравственном духе и искаженным до неузнаваемости пересказом языческих легенд. Искать в этом море лжи и инсинуаций какого-то смысла - занятие бесперспективное.

Патологическая лживость и коварство Сатаны настолько велики, что он не щадит даже своих союзников, с которыми заключил договор. Ветхий Завет, собственно, представляет собой договор Сатаны - «Яхве» с еврейским народом, по которому «Яхве» обязался обеспечить преимущество евреев над другими народами. Казалось бы, что стоило ему сфабриковать, пусть фальшивое, свидетельство первородства Авраама, праотца евреев, над другими ветвями потомства Ноева? Однако, он не смог удержаться от того, чтобы обмануть ожидания своего союзника: в одном месте своих писаний он говорит об Арфаксаде, предке Авраама, как о старшем сыне Сима, первенце Ноя (Быт. 11:10), но ранее перечисляя сыновей Сима, помещает того же Арфаксада всего лишь на третье место (Быт. 10:22), тем самым порождая сомнения в праве евреев на первородство.

Авраам был человеком трусливым, хитрым и напрочь лишенным всякого понятия о нравственности. В двадцатой главе Книги Бытие рассказывается, что придя на землю Герары и опасаясь, как бы местные жители не убили его, дабы завладеть его женой Сарой, он стал выдавать ее за свою сестру и не препятствовал, когда Авимелех, царь Герарский взял ее в свой гарем. Царь оказался более порядочным человеком, нежели Аврам, и когда разобрался, поспешил вернуть Сару законному супругу. Возвращая ее, Авимелех спросил Авраама: «что ты имел в виду, когда делал это?» Авраам признался, что опасался за собственную жизнь (которую он ценил дороже, чем честь жены), но тут же солгал, говоря: «да она и подлинно сестра мне: она дочь матери моей; и сделалась моею женою». Между тем, в одиннадцатой главе, где приводится родословие Фарры, отца Авраама, ничего не говорится о том, что Фарра был отцом и Сары; напротив, Сара называется его невесткой, но не дочерью. Скорее всего, у Фарры и вовсе не было дочерей, а только три сына (Быт. 11:26). Такова эта неприглядная история в изложении «Элохиста». Посмотрим теперь, как перетолковал ее Сатана. В его интерпретации все это происходило не в Гераре, а в Египте (Быт. 12:10-20), куда Авраам направился спасаясь от голода . Понятно, что египтяне не стали бы кормить пришельца просто так. Сознавая, что его жена «прекрасна видом», он предложил ей назваться его сестрой, «дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя через тебя». Заметим, что в этом пересказе мотив страха подменяется мотивом корысти: оценив привлекательность жены как наличный капитал, Авраам решил на нем подзаработать, то есть фактически стал сутенером собственной жены. И это сработало! «Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая; увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов. И Аврааму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы, и рабыни, и лошаки, и верблюды» - восхищенно восклицает Дьявол. Понятно, что такие пройдохи, как Авраам, дороги его извращенному сердцу. Неудивительно поэтому, что именно с Авраамом заключил Дьявол свой договор (завет) под именем «Яхве». Вот как это происходило.

Накануне ночью «Яхве» явился Аврааму во сне в ужасном облике (ибо то был не Бог, а Сатана).

Не бойся, Авраам, - сказал он. - Я твой щит; награда твоя будет весьма велика (Быт. 15:1).

Что мне награда, ведь нет у меня наследника, - начал торговаться Авраам.

Будет у тебя наследник, - пообещал Дьявол.

«И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Авраам поверил «Яхве», и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:5-6).

Точно так же искушал Сатана Иисуса, показав ему «все царства мира и славу их», и говоря: «все это дам тебе, если пав, поклонишься мне» (Мф. 4:8-9). Иисус отверг сатанинские дары. Авраам же был человеком другого склада и купился на обещания, поверив Сатане. Но зная, что все имеет свою цену, Авраам уточнил: а что я должен делать для этого?

Принеси мне в жертву трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя,- потребовал Сатана.

На другой день Авраам так и сделал: взял указанных Сатаной животных, рассек их пополам (кроме птиц) и положил одну часть против другой (Быт. 15:10). Это жертвоприношение означало учреждение Авраамом кровавого культа, то есть фактически, поклонение Сатане.

И вот наступила роковая ночь завета, ночь заключения сделки с Дьяволом. Заметим, что именно ночью, под покровом тьмы являлся мнимый «Яхве» к Аврааму, как делают обычно преступники, скрывая свои неблаговидные дела.

«При захождении солнца крепкий сон напал на Авраама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. <…> Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. В этот день [точнее ночь] заключил «Яхве» завет с Авраамом, сказав: потомству твоему даю я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: [землю] Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев» (Быт. 15:12-21).

Итак, сделка была заключена. Но Дьявол не торопился исполнять обещанное. Сара, жена Аврама, неплодною. Чтобы Авраам оставил потомство, она привела к нему свою служанку Агарь, и та зачала от Авраама внебрачного ребенка, названного Измаилом (Быт. 16).

Когда Аврааму было уже девяносто девять лет, Сатана, наконец, явился к нему и подтвердил, что даст ему законного наследника и размножит его потомство и отдаст им во владение землю Ханаанскую, но при условии, что потомки Авраама будут поклоняться ему, Сатане, под именем Яхве, в знак чего Авраам и все его потомки должны обрезывать крайнюю плоть. «Необрезанный же мужского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет мой» (Быт. 17:14).

Фактически, Дьявол по своему обыкновению, обманул Авраама, внеся дополнительные условия в первоначальный договор. Жертвоприношений скота и птиц ему оказалось мало, ему нужны были человеческие жертвы, человеческие души, в залог которых люди приносили бы ему часть своей плоти. Знай Авраам об этом ранее, может быть, он отказался бы от заключения этой сделки. Но отступать было уже поздно, к тому же он отчаялся иметь наследника, а тут все-таки был шанс… Аврааму ничего не оставалось как согласиться. Девяностодевятилетний Авраам, его незаконнорожденный сын Измаил, которому было тринадцать лет, и «весь мужеский пол дома его» совершили обрезание - операцию весьма болезненную и небезопасную. Такова была цена сделки с Дьяволом. На этот раз Дьявол сдержал свое обещание, и через год Сара «зачала и родила Аврааму сына в старости его» (Быт. 21:2). Но что это был за ребенок? Кто мог родиться у столетнего старца и престарелой матери? Сама Сара стыдилась своего материнства: «смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется» (Быт. 21:6). Стоило ли продавать свою душу Дьяволу ради такого? Этот ребенок, названный Исааком, был зачат и рожден неестественным образом, совершенно по-дьявольски, позже срока, отведенного Богом для деторождения. При этом он был ничем не лучше своего отца: согласно Библии, он тоже пережил голодное время за счет красоты своей жены Ревеки, выдав ее за свою сестру (Быт. 26:1-10). Видимо, это стало у них семейной традицией. Ничего удивительного, что Сатана и Исаака почтил своим ночным посещением, сказав ему: «Я бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое ради Авраама, раба моего» (Быт. 26:24).

У Ревеки, жены Исаака, родились два сына - близнеца Исав и Иаков. Исав появился на свет первым, и вид его был довольно подозрительным: «красный весь, как кожа, косматый» (Быт. 25:25). Исав вырос простоватым и бесхитростным и легко сделался жертвой интриг своего брата-близнеца. Можно сказать, что оба ребенка Исаака были ущербными: один физически, а второй нравственно. Чтобы заполучить право наследования, хитрый и беспринципный Иаков, воспользовавшись случаем, купил у Исава первородство за чечевичную похлебку (Быт. 25:29-34), а затем обманом выманил благословление у ослепшего к старости отца (Быт. 27:1-29). Иакову тоже является Дьявол под видом «Яхве», и тоже ночью, во сне, чтобы подтвердить договор, заключенный с его дедом и отцом. Характерно, что каждый, кто имел дело с Дьяволом, испытывал чувство страха. Так было и с Иаковом (Быт. 28:17). Дьявол дал Иакову те же заверения, что Аврааму и Исааку, то есть что он отдаст им землю обетованную (Ханаан), размножит их потомство, будет оказывать поддержку и защиту. Иаков согласился, пообещав: «из всего, что ты даруешь мне, я дам тебе десятую часть» (Быт. 28:22).

Таким образом, сделка была перезаключена. Заметим, что сам факт заключения сделки (завета) с «Яхве» указывает на то, что мы имеем дело не с Богом, а именно с Дьяволом. Бог не стал бы заключать договорные отношения с созданными Им существами. Если бы Он пожелал склонить людей к чему-то, то сделал бы это одной Своей волей, одним желанием, не торгуясь и не предлагая ничего взамен. Если же Он проявляет милосердие и что-либо дарует людям - Он делает это бескорыстно, и ничего не требует за это, ибо все и так в Его руках. Сделка возможна лишь между равными сторонами, каковыми являются Дьявол и человек, ибо и тот, и другой суть творения Бога. Дьявол, будучи по определению клеветником, намеренно напускает на себя грозный и значительный вид, и выдает себя за божественное и всемогущее существо, чтобы добиться преимущества над человеком, но на самом деле таковым не является. Все это лишь обман и фикция. Дьявол не может ничего создать, сотворить, ибо лишен творческой способности. Он может лишь испортить, извратить, оболгать то, что уже существует. Он не в состоянии запретить или отменить происходящее, но может хитростью или обманом отклонить с правильного пути, направить в ложное русло. Это лишь иллюзия, что заключив с ним сделку, можно приобрести какое-либо преимущество или пользу. Всякий, кто вступает с Дьяволом в договорные отношения, в конце концов окажется обманут и горько пожалеет о своей доверчивости и легкомыслии. Но природа людей такова, что алчность, зависть, похоть, честолюбие и другие подобные этим пороки частенько являются причинами того, что Дьяволу удается с их помощью склонить человека к душегубительной сделке.

Документов: 17

1. Ветхозаветный бог – дедушка с бородой на облаках. Это племянник Сатанаила, рождённый ЛИЛИТ от Шмаэля-Самаэля. Имя ему Легион, в том числе, САВАОФ, ЯХВЕ, АДОНАИ и т.д. По числу колен Дома Израилева общим числом 12 по 12 итого 144. Внешность его, на самом деле, страшна и безобразна, так, что даже жители АДА и ПЕКЛА не могут терпеть его рядом с собою.

2. Всевышний – Всевышний Бог (Рамха) или как его называе Тайная книга Иоанна – Невидимый Отец; Тот, кто выше всех Богов. Иудохристианский бог Яхве (Иегова) ниже. Он всё время в Ветхом Завете Библии говорит, что он бог евреев и это правильно, но он не Всевышний.

6. Иудаизм – монотеистическая религиозное учение иудеев, которое появилось после того как из евреев-шимотников Мойша (Библейский Моисей) сорок лет в пустыне культивировал группу захвата – левитов – жрецов иудаизма. Возникла в I тысячелетии до н.э. в Палестине, в основе лежит культ бога Яхве (Ямараджа). Иудеи (иудей) – в понятии наших предков «тьму творящие» в отличие от радеев. Иудеи – последователи иудаизма, почитающие своего бога Яхве (Иегова, Саваоф). Иисус Христос, обращаясь к ним в синагоге на горе Елеон, сказал: Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины; когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи (Ио. 8.44), ...а вы делаете то, что видели у отца вашего (Ио. 8.38), Вы делаете дела отца вашего (Ио. 8.41).

7. Иудохристианин – человек, называющий себя христианином, но на самом деле не живущий так, как заповедовал Христос. Является рабом иудеев и их бога – Яхве (Иегова, Саваоф). Он работает на благо иудеев и во вред всему человечеству (на их предприятиях и под их руководством, исполняет написанные ими законы, принимает навязанные ими ценности), в своих молитвах называет себя «рабом божьим», т.е. рабом Яхве.

8. Нехристь – человек, не признающий Христа своим Богом, а признающий его только Спасителем 144 тысяч евреев из всех колен сынов Израилевых. Восславляет Прародителя, а не иудейского божка Саваофа-Иегову-Яхве; почитает своих родовых богов.

9. Обрезание – удаление крайней плоти полового члена для устранения болезни «незалупа» (Phimosis), при котором головка мужского полового члена не может оголиться. Так Природа отбраковывает вырожденцев, не давая им таким образом создавать потомство. Для того чтобы скрыть это клеймо и получить возможность плодить подобных себе, у иудеев есть завет с Яхве (Бытие 17:10-14), по которому все должны быть обрезаны на восьмой день от рождения. Мало кто знает, но если делать обряд обрезания согласно халахе, т.е. по древним религиозным традициям иудейской общины, то крайнюю плоть откусывает раввин зубами (или отрывает ногтями), кровь из ранки отсасывается ртом, а обрезанный кусочек плоти бросается в бокал с вином и все присутствующие должны выпить из этого бокала. От такого болевого шока младенец развивается не полноценно, с отклонениями, приводящими у аутизму и другим болезням, из-за чего он не правильно распознает добро и зло, что и нужно левитам, для формирования биороботов для захвата власти.

10. Пасха – главный христианский праздник, связанный с воскрешением Иисуса Христа, который был распят на иудейский праздник песах в жертву их иудейского бога яхве. Вытек из еврейского праздника Пе́сах, который празднуется в честь исхода евреев из Египта, когда Яхве убил всех первенцев, а евреи обокрали египтян (Исход 12). Главные атрибуты праздника – кулич (паска) с белой глазурью сверху и яйцами – символ мужского члена в момент эякуляции. Эти атрибуты пришли из египетского культа Исиды. В мифах, часть которых дошла до нашего времени в известном пересказе Плутарха, египетская богиня Исида хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как того убил его родной брат Сет. Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, кроме гениталий, которых она так и не нашла. Исида с помощью бога Анубиса сделала из останков первую мумию. Ту часть, которой не хватало, мужское население отрезало себе и кидало на жертвенник. Вдохнув своими крыльями в забальзамированный труп Осириса на несколько мгновений дыхание жизни, богиня волшебным образом зачала от него своего сына Хора. В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростёртой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего. Исида часто предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса. Позже, варварский обряд отрезания гениталий заменили на символичный: сделали кулич в виде фаллоса и куриные яйца, которые больше всего подходят по размеру. Красит яйца и стукаться ими пришло в христианство из нашего праздника Пасхет.

11. Псалтырь – часть Библии; книга псалмов, прославляющих иудейского племенного божка (Саваофа-Иегову-Яхве) и победу иудеев над Славянами и Ариями. Ежедневное пение иудохристианами псалмов на Русской земле – срам для Русского народа.

12. Раб божий – раб Яхве. «Раб божий» – понятие, привнесенное славянам со времен христианизации. Христианами считается, что быть «рабом божьим» – почетно. Это нонсенс, т.к. рабов (невольников) у славян не было. Они называли себя потомками Богов. Отбеливание понятия «раб божий» идет вразрез с заповедью Христа о предпочтении друзей перед рабами. Однако «друга божьего» в христианской литературе нет, зато полно «рабов божьих».

13. Саваоф – (Иегова, Яхве) сын Лилит, князь тьмы, главнокомандующий и управляющий всеми звёздными силами Сатанаила. Саваофа можно лицезреть в христианских храмах. Иудейский племенной божок, пекущийся только об иудеях и наставляющий их жить за счёт других народов. В апокрифе Иоанна Иисус Христос говорит о том, что Саваоф имеет обличье дракона. Коптские гностические тексты «О происхождении Мира» утверждают, что Саваоф, которого называют «дитя хаоса», также является сыном Самаэля – злого демиурга, планетарного демона, владыки преисподней и хаоса («сава» – слава, «оф» – от, отверженный; т.е. лишённый славы).

14. Старообрядцы – люди, почитающие Иисуса Назарянина (Христа) и иудейского божка Иегову-Саваофа-Яхве по христианскому старому обряду до Никоновской реформы. Во времена Никона в 1666 году начались гонения на своих же собратьев по Христу, которые не принимали нововведения. Первым, кто отказался принимать нововведения, был протопоп Авакум. Всем известно о нововведении трёх перстов, вместо двух, которыми они крестились (два перста были переняты у староверов). Но это было не главное. Самая главная хитрость – это уничтожение старой и введение новой элиты и плюс подмена понятий «Правоверие» на «Православие». Ведь даже в Четьях минеях (христианские служебники, которые были до появления Библии, которая появилась в конце 18, начале 19 века, как книга, а до этого были Четьи минеи) есть фраза: «сего еси исполнена земля роуская, а правоверная вера христианская», т.е. не православная вера, а правоверная.

17. Яхве – (Саваоф, Иегова) – иудейский бог, пекущийся только об иудеях и наставляющий их жить за счёт других народов. Иудохристианский бог смерти (читайте Ветхий завет), «князь мира сего».

Культ Яхве

Эти важнейшие изменения в общественной жизни людей не могли не найти своего отражения в религии: из многочисленного сонма духов и богов, в которых верили различные еврейские племена и роды, выделился бог, который стал считаться покровителем всего еврейского народа. Понятно, что это могло иметь место только тогда, когда стали объединяться племена. Богом еврейского народа стали считать Яхве, или, как его раньше неправильно именовали в литературе, Иегову.

Культ Яхве очень древнего происхождения. Он существовал задолго до объединения еврейских племен в израильское государство. Но тогда он был одним из многих культов, а сам Яхве считался одним из многих богов, которым поклонялись различные еврейские племена. Известны, например, имена богини Анат, богов Бетэль, Эльон, Шаддай. Сказывалось и влияние народов?соседей, в частности финикиян, ассирян, вавилонян: евреи заимствовали у них богов Таммуза, Молоха, Астарту.

В истории известна форма религии, которой в конце XIX века учеными было дано название {генотеизма}. Она заключается в том, что данный народ или данное племя поклоняются определенному богу, считая его своим верховным покровителем и руководителем: но при этом он не отрицает существования и других богов, чужих, покровительствующих другим народам и племенам. Поклонение Яхве было на протяжении многих столетий не монотеистическим, не единобожеским, а геотеистическим: оно не исключало, а, наоборот, предполагало признание того, что у других народов существуют другие боги.

Вначале Яхве почитался некоторыми родами и племенами скотоводов-кочевников как дух или демон пустыни. В дальнейшем он превратился в бога племени Иуды. Когда еврейские племена соединились в Израильское государство, причем главную роль в этом соединении сыграло племя Иуды, бог-покровитель этого племени стал богом-покровителем всего еврейского народа и Израильского царства. Изменилась и его основная функция. Так как главной его задачей, как покровителя, стало руководство военными операциями против филистимлян, моавитян и прочих внешних врагов, он стал богом войны. Постепенно менялся в воображении верующих и внешний вид бога Яхве. Первоначально он изображался, вероятно, в виде льва, потом? в виде быка (тельца). В дальнейшем Яхве приобретает человеческий образ, хотя в очень многих случаях и позднейшие его изображения сохраняют черты животного.

В представлении верующих Яхве отнюдь не был вездесущим: он обитал в определенном месте. Известно, что гора Синай долго считалась обиталищем Яхве. Высоты ее служили предметом культа и других богов Палестины. Когда культ Яхве стал приобретать преобладающий характер, на тех же высотах стало совершаться служение Яхве, так же до сих пор на них совершалось служение прочим ваалам (хозяевам, богам). Переадресовать богослужение с любого ваала на Яхве было очень легко, так как характер этого богослужения был один и тот же: как правило, это было кровавое жертвоприношение, сопровождаемое весьма кратким словесным обращением к богу. Вопрос о месте богослужения считался весьма важным. Он был связан с вопросом о том, где живет бог, ибо молиться ему надо было именно там, где он находился. С течением времени возникло представление о том, что Яхве обитает в одном определенном месте? в ковчеге. По библейскому описанию, ковчег представлял собой ящик на носилках, на крышке которого стояли два золотых литых керуба (херувимы)[См. Исход, гл. XXXVII.]. Некоторые исследователи древнееврейской религии считают, что первоначально ковчег изображал собой трон Яхве, другие полагают, что в нем находились статуи Яхве в виде тельца и его жены Анат-Яху. Существует еще мнение, что в ковчеге находились камни-метеориты. Во всяком случае, примечательно, что бог Яхве, по библейским представлениям, жил в переносном ящике.

По мере того как культ Яхве все больше вытеснял культы других племенных и родовых богов, выделялись и с течением времени приобретали все большее значение жрецы этого бога. Главной их обязанностью в этот период являлось не жертвоприношение? этим, по старой традиции родового общества, занимаются еще сами верующие, преимущественно главы родов и семей, ? а вопрошание божества, испрашивание у него предсказаний и совета. Жрец гадал при помощи камешков или палочек, называющихся урим и тумим, а также другими способами; Яхве ему безотказно отвечал, а верующий, обратившийся к помощи Яхве через посредство жреца, получал «точный» ответ на вопрос о том, как ему поступить в данном конкретном случае. В случае если с вопросом обращался сам царь, ответ приобретал особенно важное значение: в зависимости от него царь мог, например, начать или не начинать войну. В руках жрецов имелось, таким образом, важное средство воздействия на государственную политику.

Нет сомнений в том, что богу Яхве приносились человеческие жертвы. Библия сохранила много следов этого варварства. Хотя соответствующие места ее написаны в более позднее время, обычай человеческих жертвоприношений, безусловно, имеет более древнее происхождение и, конечно, относиться и к тому периоду, о котором мы сейчас говорим.

В этот период современных библейских книг еще не было. Были устные предания, сказания, песни, притчи и другие произведения народного творчества, конечно религиозно окрашенного.

По серой коже их, вы узнаете Чужеземных ворогов...
Глаза цвета Мрака у них, и двуполы они,
и могут быть женой, аки мужем.
Каждый из них может быть отцом, либо матерью...
Разукрашивают они красками лица свои,
чтобы походить на Детей Человеческих...
и никогда не снимают одеяний своих,
дабы не обнажилась нагота звериная их...

Теперь вы понимаете, как бог по своему образу и подобию, создал мужчину и женщину?

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
(ВЕТХИЙ ЗАВЕТ БЫТИЕ глава 1)

Вообще в Славяно-Арийских ведах рассказывается о том, как Чужеземцы (то есть с чужой земли - инопланетяне) поработили нашу планету.

Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от ГОСПОДА.

И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] БОГ положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.
(ВЕТХИЙ ЗАВЕТ БЫТИЕ глава 4, 5)

В этом отрывке Ветхого Завета говорится о том, что Ева рожала двух детей от Яхве (Иеговы), читай гермафродита. Каин и Сиф были рождены от бога-гермафродита. Про Авеля же говорится, что он был рождён от Адама (простого человека) и скорее всего именно поэтому был отвергнут богом-гермафродитом. И затем убит Каином, который был носителем генетики Яхве (Иеговы).
От Сифа произошли все иудеи Левиты из колена Леви и также являются носителями генетики гермафродитов.

Теперь мы понимаем откуда у иудеев презрительное отношение к гоям (не иудеям). Мы с вами не являемся носителями генетики гермафродитов и по иудейским понятиям хуже животных.

Человек, которого называют Иисус Христос (Радомир) приходил к иудеям чтобы освободить их от рабства бога Яхве (Иеговы). Иисус говорил:

Я послан ТОЛЬКО к погибшим овцам дома Израилева.
(«Новый Завет», Евангелие от Матфея, Глава 15, Стих 24.)

Ваш отец ДИАВОЛ; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне.
(«Новый Завет», Евангелие от Иоанна. Глава 8, Стихи 43-44)

Пославшие его силы таким образом надеялись оставить Чужеземцев без своих рабов и проводников на Земле. Но в силу разных причин ему не удалось добиться цели. Иудеи принесли Христа (Радомира) в жертву богу-гермафродиту Яхве (Иегове) в знак верности. После распятия учение, жизнь и имя Радомира исказили и использовали для порабощения других народов. Другими словами христианство не является учением Иисуса Христа (Радомира)...

Более подробно о Радомире читайте в книге "Откровение" Светланы Левашовой

Имя: Яхве (Yahweh)

Страна: Иудея

Создатель: религиозные верования

Деятельность: одно из многочисленных имен Бога в иудаизме и христианстве

Семейное положение: женат

Яхве: история персонажа

Могущественный Яхве, которого у православных славян принято называть коротко – Господь, представляет собой противоречивую фигуру. Представители мировых религий и философских учений на протяжении столетий не приходят к единому мнению – един ли бог для представителей столь разных конфессий. Единственное, в чем сходятся ученые и священнослужители всего света, Яхве – одно из множества имен, под которым великое существо упоминается в исторических источниках.

История происхождения

Культ Яхве берет начало на земле Египта. Изначально еврейский бог занимал второстепенное значение в многообразном пантеоне существ, которым поклонялись кочевники и скотоводы. Причем почитался Яхве как демон пустыни.


С течением времени представители племени – племени, считавшего себя потомками сына Иакова, – провозгласили бога защитником и покровителем их родовой ветви. После объединения множества племен в Израильское государство, Яхве стал божеством, оказывающим влияние на весь народ Израиля.

С ростом статуса менялось и значение идола. Израильтяне, втянутые в военные конфликты с филистимлянами и моавитянами, провозгласили Яхве богом войны. Мужчина, которого раньше изображали в образе льва или быка, обрел человеческие черты, но до конца не утратил звериный облик, сохранив жестокость и кровожадность в характере.

Резкое распространение культа Яхве связано с . Ветхий Завет утверждает, что на горе Синай, куда еврейский пророк поднялся за заповедями, бог, у которого Моисей спросил имя, называл себя Яхве. Кстати, в Ветхом Завете это имя божества встречается около 7000 раз.


В период формирования монотеистической тенденции (веры в единого бога) незаметный Яхве занял лидирующее положение в системе ценностей израильтян. Теперь имя великого покровителя древнего народа произносил только первосвященник во время традиционных жертвоприношений. Церемония проходила в период праздника «День искупления».

В Средневековье Яхве из-за ошибки в трактовки получил имя Иегова. А позже, в синодальном переводе Библии на русский язык, божество стали обозначать именем Господь. Впрочем, как и большинство теологических споров, история происхождения Яхве имеет под собой шаткую систему доказательств.

Яхве в мировых религиях

Сведения о Яхве встречаются в большинстве религиозных течений, известных современному человеку. Впервые имя божества упоминается в Торе «Бытие» 2:4:

«Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь (Яхве) Бог создал землю и небо».

Яхве в иудаизме – непроизносимое имя Бога, значение которого происходит от глагола «быть, жить». Закон чтения Торы указывает, что имя Яхве нужно при произношении священных текстов заменять на «Анодай», таким образом почитатели Яхве не нарушают заповедь, спущенную Моисеем с горы.

Христианство определяет Яхве как Сына Божьего, который после воплощения на Земле стал носить имя . Что примечательно, Библия также называет Яхве Творца, то есть создателя земли и неба. Подобная же трактовка характерна для православия.

Споры о том, считается ли Аллах образом (или очередным именем) Яхве, не утихают столетия. В Коране подобное слово не встречается. Приверженцы мусульманства считают, что имя Яхве – следствие попыток человечества объяснить или упростить образ единого бога, который пребывает вне времени и привычного людям пространства.


Запрещенная в России международная организация «Свидетели Иеговы» построила собственную иерархию ценностей, опираясь на ошибку, закравшуюся в перевод слова Яхве:

«Позже условное масоретское написание было прочитано европейскими учеными буквально – отсюда неправильная, не отвечающая ни древнему, ни позднейшему традиционному чтению форма «Иегова».

Учебник древнееврейского языка утверждает, что у сектантов все тот же Яхве, только в неправильном чтении, представляет собой единого верного бога, заключающего в себе христианскую тройственность.


Среди агностиков и самобытных теологов популярна теория, что Яхве – вовсе не добродетельное божество и покровитель человечества. Этиолог утверждает, что Яхве – вовсе не высшее благо. Яхве – темный бог, который отличался злопамятностью и любовью к обману.

Одно из подтверждений теории, что Яхве – это дьявол, ученый нашел в Новом Завете в речах Христа:

«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего».

При этом делается пояснение, что под Яхве исследователи подразумевают не Единого Творца, а очередное божество, которому священнослужители по ошибке приписали создание мира. Впрочем, образ бога встречается не только в религии. Упоминания великого существа встречаются и у языческих народов. Правда, в подобных культурах персонаж известен под именем Йаву.


Финикийцы, к примеру, прославляли Йаву как божество, силы которого происходили из воды. Образ мужчины совпадает с героем шумерских легенд богом Эа, наславшего всемирный потоп. На территории Средиземноморья Йамму (одна из версий имени Яхве) почитался как бог моря, которого победил верховный бог .

  • По заявлению общества «Зеркало священных текстов и картин», зашифровал образ Яхве в этюде, изображающем святую Анну, Марию и . Если поднести зеркало специфическим образом, то лицо ребенка превратится в лик божий.

  • Бытует теория, что культ Яхве произошел от идолопоклонничества египетскому богу .
  • Имя Яхве представляет собой четыре согласные буквы древнееврейского языка: йод, хей, вав, хей.