» » Дом отдыха совнаркома фон мекк. Усадьбы фон дервизов. История усадьбы фон Дервиза

Дом отдыха совнаркома фон мекк. Усадьбы фон дервизов. История усадьбы фон Дервиза
На расположенном между речкой Кирицей и рекой Проней высоком плато, покрытом громадным лесопарком, раскинулась усадьба барона фон-Дервиза. Когда-то здесь была зеркальная фабрика, но в 1885 году фабрику, просуществовавшую 112 лет и пришедшую в упадок и прилегающие земли купил барон Сергей Павлович фон Дервиз, сын известного строителя Московско-Казанской железной дороги Павла Григорьевича фон Дервиза, (его называли «Русским Монте-Кристо»).


1898. Портрет барона Сергея Павловича фон Дервиз. Портрет работы К.Маковского, 1898 (из Википедии)

Сергей Павлович распорядился корпуса фабрики снести, а кирпичом вымостить дорогу, ведущую через парк к железнодорожной станции «Проня». Красный цвет дороги позапрошлого века теперь превратился в темно-красно-бурый цвет.

Дворцово-парковый ансамбль сложился за 1892 - 1907 годы. На месте фабричных корпусов был разбит верхний сад, барский дом перестроен по проекту тогда ещё начинающего архитектора Ф.О. Шехтеля. Роскошный замок-дворец напоминал виллу эпохи Возрождения, во внешнем облике которой присутствовали черты различных стилей - псевдоготического, мавританского, классицизма, барокко, модерна.


Общий вид усадьбы. Конец XIX века. Фотография из семейного альбома С. П. фон Дервиза (Рязанский краеведческий музей)

Кроме дворца в усадьбу входили домовая церковь, конный двор, въездные ворота, висячие парковые мосты через овраги, гроты, беседки, розарий, целая система прудов, огромный парк… Полного описания усадьбы не удалось найти ни в дореволюционной, ни в советской литературе. Однако, используя имеющиеся источники, можно представить, как выглядели Кирицы в конце XIX - начале XX века при С. П. фон Дервизе.


Схема из книги: Чижков А.Б., Графова Е.А. Рязанские усадьбы, 2013 г.
1. Главный дом. 2. Хозяйственный флигель. 3. Конюшня с каретным сараем. 4. Конный завод. 5. Постройка при конном заводе. 6. Место оранжереи. 7. Место теплицы. 8. Место парника. 9. Хозяйственные постройки и дома служащих в усадьбе. 10. Колодец. 11. Беседка. 12. Комлпекс парковых сооружений (лестницы, пандус, подпорные стенки, бассйен с фонтаном, верхний грот). 13. Нижний грот. 14. Бассейны. 15. Въезд на территорию. 16. Ограда усадьбы. 17. Арочный мост. 18. Место подвесного чугунного моста. 19. Хозяйственный двор. 20. Нижний парк (пейзажный). 21. Верхний парк (регулярный). 22. Липовые аллеи. 23. Аллея из голубых елей. 24. Сосновая аллея.

Архитектурный ансамбль усадьбы Кирицы стал первой крупной самостоятельной работой известного впоследствии зодчего стиля модерн Ф. О. Шехтеля. Он возвел дворец, или, как его еще называют, «театральный дом» на основе старого двухэтажного здания. Немногочисленные материалы из архива Ф. О. Шехтеля позволяют считать годом окончания первого этапа строительства 1889-й, а годом завершения - 1898-й1.

Усадебный дом выдержан в ренессансно-барочном стиле с применением деталей ложной готики и расположен на верхней террасе пологого склона. На первом этапе Ф. О. Шехтель украсил фасад крупным фронтоном, образованным двумя готическими декоративными башенками.

Здание соединили крытым переходом с флигелем, внутри которого была церковь. Флигель по фасаду декорировали ризолитом в псевдовосточном стиле, зубчатым парапетом и двумя угловыми башенками. Между переходом и домом поставили двухэтажную башню.



Башня со стороны двора

Для равновесия пристроили с востока крыло с башней, увенчанной четырьмя угловыми декоративными башенками и высоким шатром. Облик здания стал откровенно эклектичным.

Аркада фронтона опиралась на колонны с пышными капителями.


Восточное крыло обработали рустом, что имитировало готический замок.

На втором этапе строительства зодчий пристроил с востока еще один корпус Г-образной формы.

Центральную часть здания нарастили двухэтажным объемом аналогично восточному крылу. Северо-западная башня смотрела узкими проемами второго этажа и круглыми окнами третьего этажа.

Открытый каменный балкон флигеля покоился на двух колоннах, а противоположный полукруглый балкон поддерживался чугунным орлом с раскинутыми крыльями.

Тогда же к парадному входу пристроили балкон на четырех колоннах, повторяющий рисунок фасада.

Дворовый же фасад был прост, скромен и практически лишен убранства. В доме неоднократно проводились перепланировки, фотографии интерьеров сохранились только в фамильном альбоме Сергея Павловича, хранящемся в Рязанском краеведческом музее.


После волнений 1905 - 1907 годов Сергей Павлович продает имение и уезжает в Италию. Его владельцем до 1917 года становится князь К.А. Горчаков. 1905 год в Кирицах не прошел спокойно: если дело не дошло до погрома имения, то повреждения были значительные, и после этого фон Дервиз предоставил помещение в своем имении для станового пристава со сторожами, имея в виду охрану своего имения.


Общий вид усадьбы. Конец XIX в

В 1918 году в стенах Кирицкого замка открывается сельскохозяйственное училище, реорганизованное в 1922 году в техникум с лесным и лугово-мелиоративным отделениями. Техникум просуществовал до 1934г., сделав 15 выпусков специалистов сельского хозяйства.


В 1934 все строения и земли усадьбы Фон Дервиза передаются Наркомздраву. Во дворце открывается сначала дом отдыха, а потом - санаторий для детей, больных внелегочными формами туберкулеза. Мистическое совпадение - от этого страшного недуга умерли младший сын и дочка Павла Григорьевича Фон Дервиза...

В 1941г. санаторий эвакуировали на Алтай в Белокуриху. В 1944г. санаторий вернулся. После Великой Отечественной войны начались капитальные достройки и перестройки. Были перестроены манеж и конюшня. На левой стороне вырос 4 корпус для взрослых больных - санаторий «Лесной». Одноэтажный корпус, ныне здание 2 отделения, а в бывшее здание конторы, переделано в 2-х этажное здание с красивым портиком, арками и балконами. Пристроены веранды с пандусами, выполненные в стиле русской классики. Был разбит прекрасный цветник - розарий.

Среди деревьев парка построены павильоны для летнего размещения детей. В 1964г. детский санаторий «Кирицы» и взрослый «Лесной» объединились. В настоящее время в санатории лечатся около 500 человек.


В 1980-х годах в Кирицах были проведены ремонтно-восстановительные работы, но за 90-е годы состояние дома ухудшилось. В третьем квартале 2003 года Владимир Путин выделил из резервного фонда президента России более 56 млн рублей на ремонт и реставрацию памятников истории и культуры, в т.ч. на Усадьбу фон Дервиза /здание конюшни/ в селе Кирицы Спасского района Рязанской области.

В Рязанской области сохранились красивые усадьбы. После посещения усадеб в Столпцах и Коленцах мы отправились в деревню Соха и районный центр Старожилово, которые были имениями известного и очень богатого рода фон Дервизов.

В этих населенных пунктах частично сохранились псевдоготические усадебные постройки предположительно авторства знаменитого архитектора Ф.О. Шехтеля, в Старожилово поработал и другой столичный зодчий А.Ф. Красовкий. Столько громких имен в отдаленной Рязанской глубинке не могли оставить нас равнодушными. Несмотря на то, что организованные экскурсионные группы привозят сюда очень редко, любители живописных исторических развалин наведываются в эти места постоянно. Мы не стали исключением, за годы наших самостоятельных путешествий научились читать буквально каждый камень, и то, что для других всего лишь руины, для интересующегося человека превращается в уникальный туристический объект с богатой историей.

Усадьбы фон Дервизов Соха и Старожилово в Рязанской области

По дороге в Соху мы проезжаем местечко с забавным названием Суйск. Здесь еще можно увидеть храм Бориса и Глеба, построенный в 1850 г.


храм Бориса и Глеба

Он находится в крайне печальном состоянии, колокольня церкви давно разобрана. Внутри, говорят, сохранилось несколько фресок, но так как дверь была закрыта, мы не смогли в этом убедиться.

Наконец мы проезжаем между искусственными прудами и оказываемся в бывшей усадьбе фон Дервизов Соха.


фон Дервизов Соха

Здесь сохранилось достаточно много каменных зданий бывшего дворянского имения, но в основном они в заброшенном состоянии.


Каменные постройки

Особенно печально смотреть на когда-то шикарный дворец, который стоит без крыши и едва виден за зарослями.


когда-то шикарный дворец

Хорошо, что мы приехали зимой и к стволам и веткам не добавляется еще и листва.


Развалины

Местные старожилы рассказывают, что это был вовсе не жилой дом, а железнодорожный вокзал, очень похожий на старое здание Павелецкого в Москве.


железнодорожный вокзал

Такое совпадение при изучении оказывается вовсе не случайным, да и предположение о назначении этой постройки тоже имеет все основания. Дело в том, что в XIX веке владения в Старожилово и Сохе приобретает миллионер Павел Григорьевич фон Дервиз, который был известен и разбогател благодаря строительству железных дорог. Сначала он хотел устроить здесь обширные усадьбы с конным двором, парком, картинной галереей и многими другими нужными и не очень развлечениями и хозяйственными постройками. Однако в конце жизни в 1874 г. он разъехался с женой и она с детьми, во время своего пребывания в Рязанской губернии, жила в Старожилово. Там был усадебный дом, конный завод и еще много всяких построек. Из Старожилово до Сохи сейчас на машине ехать минут двадцать, на лошадях допустим было побольше, но все равно не много. Зачем же было строить два жилых дома так близко друг от друга? Зато в Сохе работал завод по производству вина, и можно предположить, что для его нужд вполне могли задумать проложить железную дорогу. К тому же архитектором Павелецкого вокзала в Москве по некоторым данным был А.Ф. Красовский, который строил для фон Дервизов дома в Петербурге, а также является автором храма Петра и Павла в Старожилово. Говорят, что у этой церкви он и был похоронен. Может именно он и возвел этот удивительный дворец в Сохе, похожий на другое свое творение. Однако некоторые признаки больше склоняют нас к версии, что все-таки это был жилой дом. Во-первых, рядом с ним мы до сих пор видим ледник - прототип современного холодильника.


жилой дом

Не знаю, так ли необходим он был на вокзале. Кроме того, железной дороги здесь так и не появилось, а дом все-таки был построен. Если бы это был вокзал, наверное, работы бы велись параллельно. Ну а то, что касается целесообразности возведения двух жилых особняков в соседних имениях, то состоятельные фон Дервизы вполне могли себе это позволить.

Сейчас здание стоит без крыши, а это, скорее всего, ускорит его разрушение.


С одной стороны располагается местная администрация, к которой ведет еловая аллея.


С другой парадной стороны вдоль всего дворца идет липовая аллея.


липовая аллея

Сохранился оригинальный декор окон и лепнина в некоторых помещениях.


Детали усадьбы

Выходим за ограду и идем к бывшему конному двору, который сохранился лучше всего.


Конный двор

Судя по тому, что ворота закрыты, возможно, его используют как склад или гараж, за ним полуразрушенная каретная.


полуразрушенная каретная

Внутри мы увидели милое граффити с лошадками. Ведь именно разведение лошадей стало одним из главных дел жизни младшего сына Павла Григорьевича фон Дервиза - Павла Павловича.


граффити с лошадками

Бравый гусар и любитель женщин, во время военной службы проникся страстью к скакунам и математике. Именно этим он всю жизнь и занимался, так что можно сказать, что, несмотря на все удары судьбы, он был счастливым человеком. В Старожилово для строительства конного завода был приглашен знаменитый архитектор Ф.О. Шехтель, уже построивший этой семье дворец в Кирицах. Некоторые здания в Сохе, возможно, тоже были построены по его проекту, документальных подтверждений этому нет. Павел Павлович фон Дервиз занялся у себя в усадьбах разведением лошадей. В Старожилово рысистых и верховых, в Сохе в основном тяжеловозов. Конный двор в Сохе был рассчитан всего на тридцать голов, в Старожилово поголовье было довольно многочисленное, около трех тысяч скакунов. Занимались на заводе и племенной работой, улучшая качества пород. Другой страстью богатого дворянина была математика. Он получил в Москве соответствующее образование и стал преподавать этот предмет в Пронской гимназии. Во время Первой мировой войны Павел Павлович из патриотических чувств сменил фамилию фон Дервиз на Луговой, именно так она переводилась на русский с немецкого. Потом случилась революция. Несмотря на то, что Павел Павлович Луговой ее принял и добровольно отдал всю свою собственность, его происхождение не давало покоя новой власти. Жители Старожилово во время предупредили его об опасности, и он уехал в Петербург. Через какое-то время Павла Павловича поймали и отправили в Москву в Бутырскую тюрьму, где он перенес тиф. Ему грозил расстрел, но вмешательство бывших учеников спасло Лугового от этой участи. Он вернулся в Старожилово, получил надел земли, по прежнему преподавал математику. Одним из его учеников был будущий великий полководец Г. Жуков. Однако власть не оставляла Павла Павловича в покое, через какое-то время он решился переехать в Тверскую область, в село Максатиха на родину жены. Там они работали учителями и умерли во время войны с фашистами. Павел Павлович Луговой, человек со сложной судьбой, который оставил после себя добрую память и несколько архитектурных шедевров, благодаря которым мы немного лучше узнаем о том, какой была Россия.

В Сохе сохранилось еще одно готическое здание, предположительно это дом управляющего.


дом управляющего

В советское время в нем размещался детский сад, сейчас двери заколочены, а окна заложены кирпичом. На другой стороне пруда мы видим руины винного завода.


руины винного завода

Едем туда. Практически повсюду одни развалины.


Руины винного завода

Лучше всего сохранилась высоченная каменная труба.


руины винного завода

Парк вокруг сильно зарос.


Говорят, где-то в зарослях сохранилось подземное хранилище, где когда-то стояли бочки с вином. На другой стороне видим каретный сарай, в котором только что были.


каретный сарай

Едем дальше в сторону Старожилово. В прошлый раз мы въезжали в этот населенный пункт с другой стороны, было очень холодно и мы быстренько осмотрели конезавод и уехали. На этот раз удалось увидеть побольше. Сначала подъехали к уже упомянутому мной храму Петра и Павла.


Храм Петра и Павла

Он недавно восстановлен и выглядит очень нарядным, как праздничный торт.


Храм Петра и Павла

Внутрь не заходили. Проезжаем мимо площади с памятником Ленину и вот мы уже на территории конного завода.


Памятник Ленину

Оказывается кроме основного здания, где до сих пор содержатся лошади, есть еще много исторических построек.


Старожиловский конный завод

Надеюсь, что до этого не дойдет.

Старожиловский район богат достопримечательностями, за одну поездку можно осмотреть усадьбы в Истье, Старожилово и Сохе, храмы в Перевлесе и Коленцах. И находится это все примерно в пятидесяти километрах от Рязани. Я была очень рада, что наконец-то здесь побывала и увидела практически все знаменитые усадьбы фон Дервизов на Рязанщине.

Максимилиан фон Мекк (17.01.1869-1950) - потомок древнего дворянского рода фон Мекков, известный в своё время инженер-железнодорожник, действительный статский советник. Строительство усадьбы бало организовано его матерью- Надеждой Филаретовной фон Мекк, купившей в 1880х годах участок земли возле деревни Хрусловка Венёвскогоуезда современной Тульской области.

Здание дворца выстроено в романском стиле, венёвским подрядчиком Борисом Жулдыбином. Проект дома был разработан архитектором Сергеем Александровичем Экаревым. ... Отделка, обстановка и окраска ни одной из 24 комнат дворца не повторяла другую. Точно известно, что там были дубовый и ореховый зал, "китайский" зал, со стенами, обитыми китайскими тканями, зал, отделаный под ясень, комнаты, выкрашенные под золото и серебро, с мебелью из орехового дерева и карельской берёзы. Самой оригинальной была "зеркальная" комната-с зеркальными стенами, потолком и полом.

(Подло спёрто с сайта "Венёвский уезд" www.veneva.ru/xruslovka1.html)

В 1901-1902 гг. усадьба была продана местным помещикам Толмачёвым, в чьём владении и находилась до революции.

В 1918 году чудом уцелевшее имущество из усадьбы было передано в Музей дворянского быта в Москве. В здании расположилось "Государственное хозяйство". С 1923 г. в усадьбе обосновался Хрусловский детский дом им. Фомина, просуществовавший до 1984г. Позже здание было передано некой фирме, планировавшей устроить здесь пансионат, но этим планам не суждено было сбыться.

В наше время усадьба не охраняется (несмотря на множество выведенных баллончиком надписей "частная собственность") и стремительно разрушается, в основном из-за протекающей крыши.

Усадьба фон Мекк. Фото ориентировочно конца 19го-начала 20го веков.

За долгие годы нецелевого использования и забвения здание не утратило своего величия и красоты

Центральный фасад дворца. К сожалению, уже без высоких полукруглых крыльев парадной лестницы

Башенка со слуховым окном над парадным входом

Облицовочный камень фундамента, видимо, заинтересовал мародёров

Рядом обнаруживается дыра в земле, прикрытая ветками

Спустившись туда, обнаруживаем помещение примерно 2.5 Х 2.5 Х1.7 м, со стенами из крупных каменных блоков и кирпичным потолком.

В одной из стен имеется узкй тоннель. примерно 30Х30 см., далее плавно изгибающийся вправо и вверх, в сторону фундамента здания

Назначение этого помещения для меня так и осталось загадкой. Кстати, создаётся впечатление, что дара, через которую туда залезали, не являлась входом, а образовалась с результате обрушения части потолка, т.е, комната изначально была глухой.

Оригинальные башенки и арочные окна пристройки, по стилю достаточно сильно отличающейся от всего здания


Вид с тыльной части дома

В последний день нашей поездки в Рязани снова испортилась погода, и вместо запланированной прощальной прогулки по городу мы решили посмотреть усадьбы фон Дервизов в Кирицах и Старожилово в 40 км от Рязани.

Эти усадьбы довольно необычные, а их история тесно переплетена с судьбами их основателей. Поэтому свой рассказ я начну с самих фон Дервизов.

Рязанский предприниматель Павел Григорьевич фон Дервиз (1826-1881) сколотил огромное состояние на строительстве железных дорог. В XIX веке это дело оказалось неимоверно прибыльным, особенно если вдвое завышать стоимость работ, проводить махинации с капиталами и ценными бумагами и иметь влиятельных покровителей. Став одним из богатейших людей России, он владел недвижимостью в Москве и Петербурге, во Франции и Швейцарии.

Но сейчас нас интересует не сам Павел Григорьевич, а его дети: Сергей, Павел, Варвара, Андрей и Владимир.

Старший сын Павла Григорьевича - Сергей Павлович фон Дервиз родился в 1865 году. После смерти отца он получил богатое наследство, но отцовская предпринимательская жилка ему не передалась. Занимая в основном представительские должности, Сергей вел активную светскую жизнь, тратя несметные богатства отца.

Приобретя имение Кирицы, Сергей снес влачащую жалкое существование зеркальную фабрику и на ее месте построил роскошную усадьбу. Для этого был нанят молодой архитектор Федор Осипович Шехтель. И к концу ХIХ века на берегу реки Кирицы вырос сказочный замок.

Имение было обнесено оградой. На обширной территории располагались церковь и конный двор, висячие мосты и гроты.

От дворца к лужайке полукругом спускались две величественные лестницы, рядом с которыми симметрично расположились беседки, увенчанные тритонами.

Под лестницами был устроен причудливый грот, на террасе перед ним бил фонтан. Далее можно было спуститься к прудам и саду.

Главное здание усадьбы украсили башенками со шпилями и флюгерами. Между флигелями построили застекленные переходы. Изящный балкон одного из флигелей поддерживали могучие крылья орла.

Через овраг рядом с особняком перекинули Мост любви. По преданию, с этого моста бросилась вниз девушка, безответно влюбленная в Сергея.

Сергей Павлович очень любил свое имение и с удовольствием приезжал сюда каждый год на целое лето. Но, разорившись, после смерти матери в 1908 году он продал всю свою недвижимость и навсегда уехал из России. Он умер в Каннах в 1943 году.

Имение стояло заброшенным, пока советские власти не разместили здесь училище, а затем - дом отдыха.

Младшие братья и сестра Сергея - Владимир, Андрей и Варвара - прожили очень недолго, их поразил серьезный недуг - костный туберкулез. Владимир и Андрей скончались младенцами, Варвара умерла в 16 лет. Отец не смог пережить потерю детей, он умер сразу после смерти любимой дочери.

И вот ирония судьбы: в усадьбе Кирицы с 1938 года и по сей день располагается детский санаторий, где лечатся больные костным туберкулезом дети.

Теперь перейдем к еще одному брату Сергея - Павлу Павловичу фон Дервизу.

На момент смерти отца Павлу исполнилось 11 лет, и в наследство он получил имение в деревне Старожилово. Как и старший брат, Павел был весьма обеспеченным человеком. Он увлекся разведением элитных скакунов и основал в Старожилово конный завод, причем в качестве архитектора по совету брата привлек все того же Ф.О. Шехтеля.

Начиная с 1893 года, за шесть лет здесь построили 12 зданий, включая усадьбу, сам конный завод, кузницу, дома для рабочих и церковь.

В начале ХХ века в конюшнях содержалось несколько тысяч лошадей. Элитных скакунов покупали за рубежом, рысаки побеждали в скачках. На Старожиловском заводе разводили лошадей самых престижных пород для гвардейских кавалерийских полков.

Помимо разведения лошадей у Павла было еще одно увлечение - математика. Он сдал экстерном экзамены в университете за весь курс математики и стал преподавать в им же основанной гимназии.

В годы Первой мировой войны Павел патриотично сменил немецкую фамилию, и, переведя слово «Wiese» на русский язык, стал Павлом Павловичем Луговым.

После революции Павел был арестован, его выпустили только благодаря ходатайству бывших учеников гимназии фон Дервиза. Луговой устроился преподавателем Рязанских кавалерийских командных курсов, которые открылись на базе Старожиловского конного завода. Одним из его учеников стал будущий маршал Победы Г.К. Жуков.

Но вскоре курсы перевели в другое место, Павел Павлович с семьей скитался с места на место и, в конце концов, обосновался в Тверской области. Он работал учителем математики в сельской школе, скончался Павел в 1943 году.

А конный завод, основанный Павлом Павловичем фон Дервизом, существует до сих пор.

В Старожилово у нас была еще одна интересная встреча. Прямо на асфальте паслась маленькая стайка индюков с индюшками. Курам и гусям мы уже не удивляемся, а вот индюков увидели впервые.

Когда мы захотели сфотографировать птичек поближе, от стаи выдвинулся индюк, надулся, стал поперек себя шире в два раза и, шипя, направился к нам. Он был так воинственно настроен, что мы решили убраться восвояси:)

На этом я заканчиваю рассказ об осеннем путешествии. Оно было интересным для нас, немного необычным - мы не так много мест объехали, но зато вволю порыбачили (правда, без особого улова), отдохнули и даже немного загорели. Воспоминаний хватит надолго:)

Спасибо за внимание! И до новых путешествий! :)

Сказочное поместье семейства фон Дервиз (дворянский род немецкого происхождения) - пожалуй, одно из самых интересных мест на Рязанщине. Архитектура этой постройки скорее типична для просторов Центральной Европы, чем для средней полосы России. Местные жители даже окрестили необычный особняк «Дворцом Золушки». Комплекс был построен в конце XIX столетия. До наших дней он дошел в удовлетворительном состоянии, так как его неоднократно реставрировали.

Судьба свела его с Федором Шехтелем, фигурой номер один в русской архитектуре рубежа XIX-XX веков. «Творчество Шехтеля столь же впечатляюще характеризует отечественную архитектурную школу конца XIX - нача¬ла XX века, как Гауди — испанскую, Орта и Онкар — бельгийскую, Берлаге — голландскую, Макинтош и Вайси — английскую и шотландскую...» В его раннем творчестве преобладают «бесполезные», по мнению маститых зодчих, красочная образность и духовный комфорт, созвучные едва уловимым настроениям человека, облагораживающие и доставляющие ему эстетическое наслаждение.




В 1889 году на плато, как на подиуме, поднимается замок. Молва о нем достигает столиц, но по-настоящему Федор Осипович становится знаменит несколько позже, после осуществления проекта московского особняка для С.Т.Морозова (1893). С этого момента к нему в очередь выстроились банкиры, промышленники, представители родовой знати.










Архитектура кирицкого дворца еще далека от модерна, к которому архитектор придет в процессе долгих исканий и опытов. По мнению Г.К.Вагнера и С.В.Чугунова, это скорее русский неоромантизм, воспринятый через призму европейского средневековья.

Владелец, по-видимому, очень гордился своей новой резиденцией, поместив на ступенчатом фронтоне дома фамильный герб фон Дервизов. Творец же,казалось, пытался превзойти самого себя в выдумке и гротеске: консоль в виде орла с распростертыми крыльями, поддерживающая угловой балкон, беседка на краю верхней террасы с чешуйчатым куполом, с пучеглазыми рыбами у основания граненого шпиля.










В замке по главному фасаду угадывается симметрия, но это только иллюзия. Тут же глаз улавливает несоответствие, и становится понятной игра, затеянная Шехтелем: он намеренно разбивает, гранит и усложняет архитектурные массы, насыщая их плавными линиями аркад и острыми вертикалями. Все здесь пронизано движением, сложно, витиевато, хотя и не перегружено, снабжено исключительно сочными деталями и мягкой экспрессией. Противоположный фасад, напротив, слабо разработан, скучен и прост, возможно, в этом повинны переделки советского времени.













Ландшафтному окружению отведено громадное значение. Шехтель решает его неординарно, по-театральному пафосно. Каскад из каменных лестниц и подпорных стенок усиливает эмоциональное впечатление от архитектуры дома, но еще более ошеломляющим кажется арочный мост, устроенный в глубоком овраге в непосредственной близости от дома. Его арки, непомерно высокие, устремлены кирпичными опорами в бездну. При входе на виадук - белокаменные обелиски, грациозные по форме.







Более от декоративных затей ничего не сохранилось, только на границе парка можно видеть готические (Красные) ворота, похожие на мини-замок с башенкой, с аркой, повисшей над дорожкой.

Шло время, однако фон Дервиз для местного крестьянства и рабочего люда так и остался чужеземцем и разорителем стекольного заводика, дававшего им хотя бы нищенский заработок. Имение однажды уже подвергалось разорению, народное недовольство зрело, и фон Дервиз с семьей принял решение покинуть Россию. Имущество, в том числе и Кирицы, срочно продается. В 1908 году Дервизы уезжают за рубеж, навсегда оборвав связь с родиной...










В прекрасном замке через три десятилетия обосновался костно-туберкулезный детский санаторий. Странное, необъяснимое совпадение! Как известно, именно этим заболеванием страдали дети в семье Дервизов. Болезнь, передававшаяся по наследству и унесшая несколько жизней, стала трагедией рода, и кажется глубоко символичным, что в усадьбе теперь спасают детей от недуга, разбившего семейное счастье ее прежних владельцев.







Размещение санатория сохранило усадебный ансамбль от полного разрушения, хотя за бытность свою медицинским учреждением он сильно обветшал. В конце 1990-х годов в Кирицы пришли реставраторы, в 2007 году работы по ремонту дворца Дервизов были завершены. Все еще ждут своей очереди терраса с лестницами, полуобрушившийся мост, Красные ворота и оставленные без зеркальной поверхности пруды.