» » Коротченко игорь юрьевич. Национальная оборона Журнал национальная оборона свежий номер читать онлайн

Коротченко игорь юрьевич. Национальная оборона Журнал национальная оборона свежий номер читать онлайн

С момента выхода на информационный рынок "Военно-промышленный курьер" уделял приоритетное внимание проблемам реформирования и совершенствования системы управления оборонно-промышленным комплексом России как основы поддержания оборонного потенциала страны. Проблемы государственного регулирования ОПК рассматривались, в частности, в статьях бывшего председателя Комитета Государственной Думы по обороне генерала армии Андрея Николаева ("Государственный протекционизм", "ВПК" № 6, 2003 г.), военного экономиста Дмитрия Веретенникова ("Вертикаль управления", "ВПК" № 15, 2003 г.), руководителя Департамента военных программ и международных договоров Минэкономразвития России Валерия Субботина ("Перспективы Гособоронзаказа", "ВПК" № 6, 2004 г.) и начальника вооружения Вооруженных Сил РФ - заместителя министра обороны генерал-полковника Алексея Московского ("Уверенность в завтрашнем дне", "ВПК" № 9, 2004 г.).

В данном контексте представляется весьма актуальным проанализировать преобразования, происходящие в правительстве РФ, с точки зрения практического решения проблем оборонно-промышленного комплекса, а также повышения эффективности государственного регулирования и управления.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Выступая в июле 2003 г. на встрече с руководством палат Федерального Собрания, правительства, президиума Госсовета, лидерами фракций и ведущих общественных организаций президент России Владимир Путин выделил три стратегические задачи развития страны: удвоение ВВП, преодоление бедности и модернизацию Вооруженных Сил. Причем особо президент подчеркнул тот факт, что преодоление бедности и модернизация Вооруженных Сил находятся в прямой зависимости от роста экономических показателей. Экономика стабильно и достаточно бурно растет шестой год подряд, однако кардинальное перевооружение ВС РФ, только и способное придать должную динамику развитию оборонно-промышленного комплекса, так и не стало приоритетной задачей правительства Михаила Касьянова, отправленного в отставку накануне 14 марта. Вместе с тем многими российскими и западными экономистами признается факт положительного влияния наращивания в разумных пределах государственных инвестиций в оборонный сектор на динамику экономического роста, обусловленный мультипликативным эффектом воздействия приоритетного развития высокотехнологичных отраслей ОПК. Кроме того, это могло бы позволить приступить к ликвидации сложившегося в последнее десятилетие сырьевого перекоса в структуре отечественной экономики.

Как уже отмечалось, Государственные программы вооружения на 1996-2005 и 2001-2010 гг. в силу очевидно недостаточного финансирования так и не смогли обеспечить условий для начала кардинального перевооружения армии и флота и вывода "оборонки" из глубокого системного кризиса. По мнению многих руководителей и специалистов ОПК, с началом реформирования оборонно-промышленного комплекса наша страна опоздала как минимум на 10 лет. Принятые в 2002 г. "Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу" и федеральная целевая программа "Реформирование и развитие ОПК, 2002-2006 гг." обозначили лишь самые общие подходы к проведению реформ. Фактически лишь благодаря экспортным контрактам на поставки вооружений в Китай, Индию и ряд других стран отчасти удалось решить задачу сохранения научно-производственного и кадрового потенциала отрасли.

Основные проблемы ОПК известны: слабая государственная поддержка и абсолютно недостаточное государственное финансирование, громоздкая и неэффективная система управления оборонным заказом, отсутствие четкой вертикали государственного управления военно-технической политикой, оборонными НИОКР и производством в рамках Государственной программы вооружения.

Обеспечение безопасности страны является одной из важнейших функций любого государства. Проводимая политика всемерного и бездумного сокращения сферы влияния государства на экономику со скудными статьями федерального бюджета вряд ли может считаться продуктивной. Финансовые ресурсы, выделяемые на военные НИОКР, закупки и ремонт ВВТ, существенно меньше того объема средств, который необходим в настоящее время для перевооружения армии и флота. Если при разработке ГПВ 1996-2005 отчисления на национальную оборону планировались в размере от 3,6 до 5,2% ВВП, в начале 1998 г. распоряжением Бориса Ельцина доля предельных бюджетных отчислений была ограничена 3,5% ВВП, реально же они не превышали 2,3-2,8%. В соответствии с принятым федеральным бюджетом в 2004 г. расходы на национальную оборону составят 2,69% ВВП, прогнозируемого Минэкономразвития России, а с учетом очевидно заниженного прогноза экономического роста - не более 2,5%. Наличие 23 государственных заказчиков (только по линии Минобороны России финансируется 3400 НИОКР) затрудняет исключение параллелизма и концентрацию бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях.

УПРАВЛЕНИЕ ОПК

Вопросы строительства и технического оснащения Вооруженных Сил, напрямую подчиняющихся Верховному главнокомандующему - президенту России, находятся фактически в полной зависимости от решений правительства РФ в лице Министерства экономического развития и торговли, отвечающего за формирование оборонного заказа, и Министерства финансов, обеспечивающего финансирование ГОЗ. Фактическими хозяевами оборонно-промышленной базы и результатов оборонных НИОКР являются Министерство федерального имущества, Министерство юстиции и ФАПРИД. И, наконец, административное управление оборонными предприятиями осуществляют Министерство промышленности и науки и оборонные агентства. Существенное влияние на развитие предприятий отрасли оказывают региональные власти. В то же время основной потребитель продукции ОПК - Минобороны России - лишен в условиях ограниченного и неритмичного финансирования гособоронзаказа эффективных механизмов управления оборонными НИОКР и производством. В целом, планирование и реализация планов технического оснащения Вооруженных Сил фактически полностью зависят от экономического блока правительства. Ответственности за выполнение Государственной программы вооружения и гособоронзаказа ни один из федеральных органов исполнительной власти не несет. Генеральный штаб определяет потребности ВС РФ в вооружении, Минобороны разрабатывает федеральную Государственную программу вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, утверждаемую президентом, Минэкономразвития разрабатывает проект гособоронзаказа, Министерство финансов планирует государственные расходы на оборону в рамках разрабатываемого бюджета на очередной финансовый год, и выделяет МО РФ средства на разработку и закупки ВВТ. Минобороны России осуществляет заказ и финансирование НИОКР, закупок и ремонта ВВТ по мере поступления финансовых средств от Минфина.

Таким образом, приходится констатировать, что реальные рычаги управления ОПК (в условиях рыночной экономики - финансовые) находятся в руках Минфина, не несущего ответственности за поддержание обороноспособности страны. Генеральный штаб, определяющий потребности в ВВТ, фактически не способен оказывать существенного воздействия на процесс планирования технического оснащения Вооруженных Сил, поскольку Государственная программа вооружения разрабатывается не столько на основе пусть даже минимально достаточных потребностей армии и флота, сколько на прогнозах финансирования военного ведомства, осуществляемых Минэкономразвития и Минфином.

В целом, система управления оборонным промышленным комплексом остается излишне громоздкой, ни один из федеральных органов исполнительной власти не отвечает за ОПК в целом. Сделанные в последнее время первые шаги в направлении совершенствования системы управления важны, но должны быть дополнены мероприятиями, позволяющими в рамках административной реформы завершить формирование жесткой вертикали государственного управления военно-технической политикой.

НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО - СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Что изменилось в плане управления ОПК с вводом новой структуры правительства РФ? Согласно Указу президента "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" созданы два управленческих блока федеральных органов власти. В первый (силовой) блок включены федеральные министерства, службы и агентства, включая Министерство обороны и Министерство юстиции, руководство деятельностью которых осуществляет Владимир Путин, а также федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

В состав Минобороны России включены преобразованные из комитетов при МО РФ Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. По вопросам оборонных НИОКР и производства ВВТ Минобороны России контролирует деятельность включенных в состав Министерства промышленности и энергетики Федерального агентства по промышленности и Федерального космического агентства.

Второй блок (социально-экономический) включает федеральные министерства, находящиеся в ведении правительства РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам. В этот блок включены непосредственно влияющие на функционирование ОПК Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, а также Министерство промышленности и энергетики, в структуре которого образовано Федеральное агентство по промышленности, которому переданы правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздняемых Российского агентства по боеприпасам, Российского агентства по обычным вооружениям, Российского агентства по системам управления и Российского агентства по судостроению, а также преобразуемого в Федеральное космическое агентство Российского авиационно-космического агентства в сфере авиации.

Объединение всех оборонных агентств, в принципе, приветствуется специалистами ОПК, поскольку, в конечном счете, речь идет о сложных системах вооружения, в разработке и производстве которых задействованы, как правило, предприятия 2-3 агентств, и с точки зрения координации усилий в рамках программ создания ВВТ новых поколений обеспечивается большая эффективность работы.

В целом, за счет укрупнения министерств несколько сократилось количество федеральных органов исполнительной власти реально управляющих ОПК. Тем не менее, главная черта предыдущей системы управления - разделение федеральных органов исполнительной власти, регулирующих деятельность ОПК, на два блока, управляемых президентом и председателем правительства, - сохранилась.

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЕРТИКАЛЬ

В условиях разделения федеральных органов исполнительной власти на два блока остро ощущается отсутствие единого координационного органа управления оборонным комплексом, полномочного принимать ответственные решения по техническому оснащению Вооруженных Сил и реформированию ОПК. В этом плане многими экспертами и специалистами предлагается воссоздать при президенте РФ Военно-промышленную комиссию, призванную стать высшим государственным органом, ответственным за формирование военно-технической и промышленной политики, реформирование Вооруженных Сил, ОПК и системы военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами.

Крайне необходима концентрация властных полномочий государства, как в плане административного управления создающимися оборонно-промышленными холдингами, так и управления принадлежащими государству материальными и нематериальными активами ОПК, а также программно-целевого управления военным производством в рамках оборонного заказа, федеральных целевых программ и программ военно-технического сотрудничества.

Очевидно, что проблемы "оборонки" и ВС РФ тесно переплетены, что без совместных усилий Минобороны России, ОПК и нового состава Федерального Собрания по существенному наращиванию финансирования технического оснащения войск кардинально изменить ситуацию ни в армии, ни в оборонной промышленности не удастся. Дальнейший перенос сроков начала полномасштабной разработки ВВТ новых поколений и перевооружения на новую боевую технику, обусловленный явно недостаточным финансированием оборонного заказа, чреват необратимыми последствиями, прежде всего неизбежным снижением обороноспособности страны и недопустимой деградацией ОПК. Очевидно, что без всестороннего согласования ГПВ с мобилизационными планами и экспортными программами невозможны поставки в войска новых вооружений по доступным ценам, поскольку содержание избыточных производственных мощностей и дорогостоящее мелкосерийное, по сути штучное, производство ВВТ экономически неэффективны.

Учитывая тот факт, что 2005 г. - срок готовности ГПВ-2015, такие фундаментальные вопросы, как оценка реальных потребностей Вооруженных Сил в новых ВВТ и финансовых ресурсах, необходимых для их приобретения, следовало бы детально рассмотреть на Совете безопасности РФ уже в первой половине 2004 г. Пора вернуться к нормальному процессу военного планирования. Прежде всего, определяются потребности обороны, на следующем этапе - финансовые возможности государства и ОПК по их выполнению.

Успешная реализация военно-технической политики России существенным образом сдерживается не всегда оправданными экономическими ограничениями. Ситуация, сложившаяся с формированием Государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа не может быть признана нормальной. Планирование гособоронзаказа на уровне 2,7% ВВП, осуществляемое на основе явно заниженных прогнозов экономического развития Минэкономразвития, ведет, в конечном счете, к реальному выделению на финансирование национальной обороны не более 2,5% ВВП, что в лучшем случае обеспечивает лишь возможность модернизации ВВТ, закупавшихся в 1980-х гг.

Недопущение катастрофического обвала боевого состава Вооруженных Сил к 2015-2020 гг. требует, согласно расчетам независимых экспертов, безотлагательного наращивания финансирования национальной обороны как минимум до 4% ВВП при условии реализации установки президента Владимира Путина на удвоение ВВП. Дальнейшее затягивание с началом кардинального перевооружения на новую технику чревато недопустимо высокой нагрузкой на экономику в период 2010-2015 гг., когда для поддержания минимально допустимого уровня обороноспособности страны придется выделять на национальную оборону до 5-6% ВВП.

Как ни велико значение военного экспорта для сохранения научно-производственного потенциала оборонных отраслей, основа функционирования ОПК любого государства - оборонный заказ, поскольку и экспортный потенциал определяется, в конечном счете, наличием внутреннего заказа. Опыт мировой торговли таким специфическим товаром, как оружие, свидетельствует о малой эффективности маркетинговых усилий, направленных на продвижение на внешний рынок ВВТ, не закупаемых для своих Вооруженных Сил. Отсутствие ясной перспективы по программам создания вооружений новых поколений в интересах Минобороны России, способных стать мощным катализатором интеграционных процессов, ощутимо сдерживает реформирование ОПК.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация широкомасштабных национальных программ приобретения в интересах Минобороны России ВВТ новых поколений создаст оптимальные условия для становления мощных российских оборонных холдингов и существенно облегчит им процесс выстраивания отношений долгосрочного, равноправного сотрудничества с корпорациями зарубежных стран, в том числе Запада.

Несмотря на промахи и ошибки, допущенные в ходе адаптации ОПК к рыночным условиям, научно-производственный и кадровый потенциал отрасли в основном сохранен. России удалось восстановить свои позиции на мировом рынке оружия. Главное, в чем сегодня остро нуждается оборонный комплекс - это эффективное государственное управление и адресная государственная поддержка, включая налоговые преференции.

Решение этих фундаментальных вопросов крайне осложнено несовершенством нормативно-правовой и законодательной базы (требуется внесение принципиальных изменений в десятки законодательных актов Российской Федерации). В условиях очевидного дефицита времени наиболее целесообразным представляется вариант разработки конституционного закона о реформировании оборонного комплекса страны и его функционировании в переходный период, строго регламентирующего отчисление на нужды национальной обороны как минимум 4-4,5% ВВП с возможностью финансирования гособоронзаказа за счет дефицита федерального бюджета, а также прочих направлений государственного регулирования и государственной поддержки ОПК, включая регулирование процессов приватизации.

Пресс-конференция

Игорь Коротченко, главный редактор журнала "Национальная оборона"

К чему приведет операция западной коалиции в Ливии? Западная коалиция начала военную операцию "Одиссея. Рассвет" против сил Муаммара Каддафи в Ливии. Основной целью провозглашается защита мирного населения и установление бесполетной зоны над территорией страны. Насколько адекватны военные средства, применяемые союзниками для достижения объявленных целей? Почему войска Каддафи не сумели оказать мощного сопротивления в первые дни операции Запада? Какими интересами руководствуются страны - участницы коалиции? Насколько затяжным окажется вмешательство коалиции во внутренние распри Ливии? Почему США в рядах коалиции играют нехарактерную для себя второстепенную роль? Какие политические перспективы имеет возможное построение "западной модели" в африканской стране? На эти и многие другие вопросы ответил главный редактор журнала "Национальная оборона", директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко.

Андрей Викторович

Уважаемый Игорь Юрьевич!

1. По-вашему мнению, каковы истинные цели агрессии государств-участников военной операции против Ливии?

2. Не являются ли события в этой стране репетицией к предстоящей агрессии против Ирана и республик бывшего СССР? Есть ли возможность у действующего руководства Ливии образовать коалицию в борьбе против сил НАТО(Иран, Венесуэла и др.)и что для этого необходимо? Спасибо.

Алекс

Здравствуйте уважаемый г-н Коротченко!

Меня в первую очередь интересует сам акт вмешения стран запада во внутренние дела Ливии и насколько эта новая война связана напрямую с черным золотом этой страный! во вторых как бы В, прокомментировали тот разнобой между стран коаллиции, пославшие войска против режима Кадафи, разнобой, который получился еще на третий день от начала войны. И еще-кто на ваш взгляд, оглавит новое правительство Ливии, если лидер государства решит удалится от власти. Спасибо за ответы заранее

1. Каддафи слишком долгое время был раздражителем для Запада, причем в этом качестве он выступал, наверное, последние 40 лет. Учитывая то, что в самом начале своего прихода к власти в 1969 году он выступал под антизападными лозунгами и делал ставку на развитие отношений, в частности, с Советским Союзом, считалось, что Ливия - страна, которая ориентируется на поддержание тесных отношений с СССР. И несмотря на то, что, в принципе, ливийский режим не был ориентирован на социалистическое построение общественных отношений, тем не менее, он рассматривался как антизападный.

В апреле 1992 года Совет безопасности ООН по требованию США и Великобритании ввел международные санкции против Ливии. Основанием послужили обвинения в адрес Каддафи в проведении террористических актов. В частности, это известная над Локерби в Шотландии, когда 21 декабря 1988 года был взорван самолет Boeing-747 компании Pan American World Airways с помощью пластиковой взрывчатки семтекс. Тогда погибли 270 человек.

В адрес Ливии прозвучали прямые обвинения, в частности, говорилось о том, что взрыв был организован сотрудниками ливийской разведки. Затем с помощью в 1989 году в Нигере был уничтожен французский пассажирский самолет.

Находясь под санкциями, Каддафи приступил к разработке оружия массового поражения, в частности, химического. Но после силового свержения американцами Саддама Хусейна он понял, что может повторить его судьбу. Ливия прекратила все программы по ОМУ, допустила в страну западных наблюдателей и урегулировала все вопросы, связанные с выплатой финансовых компенсаций родственникам жертв авиакатастроф, в которых обвиняли ливийцев.

После этого санкции были отменены. Тем не менее, Каддафи все равно считался неудобной и одиозной фигурой для Запада. Поэтому, когда представилась первая возможность, учитывая волну нестабильности на арабском Востоке и в Северной Африке, западные спецслужбы (ЦРУ, МИ-6 и французская DGSE) подготовили и организовали выступления против Каддафи в Бенгази и других городах области Киренаика.

Таким образом, мы можем говорить, что истинная цель агрессии против Ливии – это, во-первых, устранение неугодного одиозного лидера, смена режима, существующего в Ливии, а во-вторых, разумеется, более удобный и простой доступ к национальным богатствам этой страны, основу которых составляет экспорт нефти.

2. Вполне возможно, что операция против Ирана рано или поздно будет проведена. И можно сказать, что это "репетиция". Что касается республик бывшего СССР – кроме Белоруссии, никто, в общем-то, не ведет себя независимо, все занимают соглашательскую позицию. Но, я думаю, Запад не рискнет начать прямую военную интервенцию против Белоруссии. Во-первых, белорусская армия эффективна, во-вторых, у нас все-таки союзное государство, и самое главное – российское общественное мнение однозначно не приемлет сценарий военного вторжения Запада в Белоруссию. В случае такого вторжения будут российские добровольцы, которые поедут туда воевать. И самое главное - в рамках союзного государства мы даем Белоруссии ядерные гарантии того, что она не подвергнется нападению.

У Ливии сегодня нет абсолютно никаких возможностей для создания коалиции. Мы видим, что даже Венесуэла, которая вначале проявляла некий интерес к тому, чтобы выдвигать какие-то инициативы, замолчала, сегодня Уго Чавеса не слышно и не видно - разумеется, Венесуэла не будет воевать за Ливию. Иран тоже занял выжидательную позицию. Поэтому судьбу Каддафи будут решать западные войска. Никто не окажет ему действенной военной помощи, он может опираться и рассчитывать только на себя.

Алексей

1. Почему нет до сих пор точной информации о том, что происходит в Ливии?

2. Не является ли целью США и НАТО дестабилизировать обстановку в регионе и в Ливии, в частности?

3.Западным СМИ верить на 100% не стоит, достаточно вспомнить войну в Южной Осетии в 2008 году. Не кажется ли Вам сценарий революций в Северной Африке спланированным?

4. Есть ли точная информация об уровне жизни и доходах населения в Ливии до начала волнений? В интернете есть какие-то сводки, что там все было не так уж и плохо, тем более для революционных настроений. Спасибо, надеюсь на ответ.

1. Да, ее нет, есть картинки, сводки, потому что никому не выгодно давать четкую картину происходящего в Ливии. Каддафи и хотел бы, он звал международные комиссии, журналистов, но естественно, поскольку принято политическое решение о его устранении, картинку нам дают с экранов мониторов телевизионных камер и, соответственно, с экранов телевизоров.

2. Я все-таки полагаю, что дестабилизация обстановки на Большом Ближнем Востока не является истинной целью США и их партнеров по НАТО, потому что она и без них достаточно дестабилизирована, прежде всего, массовыми выступлениями недовольных слоев населения в целом ряде государств региона. Поэтому истинной целью Запада, надо все-таки признать, является использование силовой компоненты для поддержки мятежников, чтобы обеспечить их привод к власти и в дальнейшем развивать комплекс межгосударственных отношений уже с новыми властями, которые, как считается, будут более прозападно ориентированы. Таким образом, будет установлен геополитический контроль Североатлантического альянса в Северной Африке, где Ливия занимает ключевые позиции с точки зрения геополитического и географического положения.

3. Да, естественно, это все ангажированная подача сценария. Я не думаю, что в Йемене, в Тунисе и в Египте это были спланированные сценарии революции, что касается Ливии, то, на мой взгляд, здесь был иностранный след. Западные службы однозначно приложили руку, потому что повстанцы сами по себе не появились бы, были отпечатаны агитационные материалы антикаддафиевского содержания. Все это делается заблаговременно, за 2-3 месяца, и не происходит просто так. Поэтому в Ливии, полагаю, ситуация была искусственно срежиссирована, там была рука и США, и Великобритании.

4. Ливия находилась на 53 месте в мире по уровню доходов на душу населения. В принципе, это хороший показатель. Поэтому там все было нормально – бедных, нищих, безграмотных и умирающих с голоду не было.

ИлюхО

Добрый день, Игорь!

1. Хотел спросить Вас вот о чём. Как Вы думаете, станет ли Каддафи после подавления сепаратистов нападать на группировку союзников?

2. Есть ли хоть какие-то шансы, что в конфликт вступят другие арабские стороны, в качестве союзников Каддафи?

3. Располагают ли Союзники возможностью осуществить в самое ближайшее время полномасштабное нападение по земле?

4. И последнее, насколько я понял, без согласия всех участников НАТО, блок не может вступать в те или иные конфликты. Некоторые члены НАТО высказались простив военной компании против режима Каддафи, однако Франция, Италия и некоторые другие страны, участники блока вступили в боевые действия. Внесёт ли это разлад внутри НАТО? Какие Вы видите пути развития НАТО в подобной ситуации.

Максим

Приведут ли бомбёжки ООН (НАТО) к наземной операции (уничтожению государства)?

1. Нет, не станет, у него нет для этого достаточных сил и средств.

2. Нет, никто из тех, кто симпатизирует Ливии, не хочет подставляться под бомбардировки. Все понимают, что после того, как Запад втянулся в военную операцию, судьба Каддафи в известном смысле предрешена, и противостоять мощной и хорошо отлаженной военной машине НАТО бессмысленно. Поэтому у Каддафи могут быть сочувствующие, но не военные союзники, готовые разделить судьбу Ливии.

3. Да, если понадобиться, они на это способны. Вопрос в том, захотят они это делать или нет. Вообще, Запад говорил о том, что постарается избежать такого сценария.

4. На момент, когда задавался этот вопрос, внутри альянса действительно, не было консенсуса, однако сегодня он достигнут, командование военной операцией против Ливии перешло в руки НАТО. Как известно, ряд стран высказывался категорически против своего вовлечения в эти события, однако США в ходе закрытых консультаций сумели выкрутить руки всем тем, кто не особо хотел присоединяться (прежде всего, речь идет о Германии). Поэтому мы можем говорить, что внешне альянс выглядит монолитно, все необходимые решения приняты. НАТО впервые в своей истории начал боевую операцию в Африке против независимого суверенного государства.

На мой взгляд, следствием такой политики является то, что в прошлом году на лиссабонском саммите НАТО были приняты новые концептуальные документы. Например, обсуждался вопрос, как альянсу реагировать на угрозы, связанные с возможностью перебоев в поставке энергоресурсов, в частности, углеводородов. И альянс заявил, что будет рассматривать это, как военную угрозу для себя. В данном случае мы видим, что дестабилизация ситуации в Ливии могла привести к тому, что в ходе гражданской войны был бы прекращен экспорт нефти, соответственно, могли бы пострадать энергетические интересы Запада. Поэтому альянс, в полном соответствии со своими основополагающими концептуальными документами, осуществляет сегодня военную операцию против Ливии, решая как экономические, так и геополитические задачи.

Джалкинбуржец

Игорь Юрьевич, ответьте, пожалуйста, на такой вот щепетильный вопрос, кто же все-таки воздержался от голосования за резолюцию СБ ООН по Ливии: Германия, Россия, Индия, Китай, Бразилия, или же Германия и БРИК?

Разумеется, группа БРИК не выступала здесь в качестве объекта голосования, каждая из стран принимала решение суверенно. Очень показательно то, что Индия, Китай, Бразилия и Россия не стали голосовать за военную операцию по Совета безопасности номер 1973, Германия также не стала голосовать. Таким образом, мы можем говорить о том, что каждое из государств при принятии решения – голосовать за резолюцию или воздержаться – принимало решение самостоятельно. Я не исключаю, что, возможно, были определенные политические консультации между Россией и Китаем. Россия, разумеется, не могла не учитывать позицию, занятую КНР, при принятии окончательного решения.

Виталий

Ваше мнение - повлияла бы на ход текущих событий (и если да, то как) позиция воздержавшихся при голосовании в СБ ООН стран, если бы они проголосовали против? А наложенное Россией вето? Спасибо.

Роман Губарев

Не считаете ли Вы, что молчаливое согласие (воздержание России на голосовании совбеза ООН) было "куплено" Францией у России поставками в нашу страну (наперекор мнения НАТО и США) двух Мистралей. Или наоборот: Россия своим воздержавшимся голосом "купила" себе голоса членов Совбеза ООН на следующем голосовании. А само голосование Совбеза ООН превратилось в "рыночную торговлю", неимеющую отношения к принципам справедливости и преследующую исключительно государственные интересы страны члена Совбеза ООН.

Если бы Россия либо другие страны (в частности, речь идет, естественно, о Китае как постоянном члене СБ ООН) наложили вето или какие-то страны-члены Совета безопасности проголосовали бы против и консенсуса по данной резолюции не было, это было бы использовано для дискредитации России, которой однозначно попытались бы вменить особые связи с Каддафи. А поскольку Каддафи как лидер достаточно одиозен, то, наверное, это было бы не совсем хорошо для нас, учитывая "перезагрузку" отношений с США.

В любом случае военная операция НАТО против Ливии, как мне кажется, была бы проведена. Мы помним предыдущие операции, в частности, операцию в Ираке, которая была развязана в одностороннем режиме, без одобрения Совета безопасности ООН.

Виталий

Не кажется ли Вам, что внешне схожие позиции воздержавшихся при голосовании в СБ ООН стран, по своей сути различны: "воздержание" России (имеющей право вето и не применившей его) можно считать поддержкой военной операции, а другие государства (не имеющие такого права), воздержавшись, тем самым высказались против нее? Прокомментируйте, пожалуйста! В том числе и с морально-этических позиций... Спасибо.

В общем-то, можно согласиться с таким подходом. Действительно, все понимают, что Россия могла полностью заблокировать резолюцию, а если она воздержалась, то это половинчатое решение. Поэтому можно считать, что это некая косвенная поддержка Кремлем тех действий, которые были предприняты Западом против Каддафи. Тем более, что накануне голосования Кремль уже сделал заявление устами анонимного источника, что Каддафи должен уйти, он был достаточно жестко охарактеризован как ненадежный и одиозный правитель. Поэтому Россия такой своей "половинчатой" позицией в известной степени поддержала США, Великобританию и Францию. Что касается тех, кто проголосовал "за" - здесь речь идет о позиции конкретных государств, тем не менее, никто из них не проголосовал против, и это показатель.

Что касается морально-этических принципов - в области международных отношений подобные критерии, конечно, могут ставиться, но, с практической точки зрения, все решают совершенно иные факторы.

Борис Локк

1) Считаете ли правильной позицию России, поддержавшей принятие антимуаммаровской резолюции СБ ООН?

2) Почему Китай промолчал при принятии этой резолюции?

3) Означает ли поддержка Россией резолюции ООН изменение старой аксиомы российской внешней политики:

"Поддержи каудильо". То есть одобрит ли в будущем Россия новые операции по свержению авторитарных вождей?

4) Вызвала ли интервенция Запада в Ливию раскол между Путиным и Медведевым, или они просто играют "доброго" и "злого" "следователя" (или иной номер)?

Спасибо (не уверен, что на последний вопрос Вы захотите ответить)

2. Китай считает себя самостоятельным геополитическим игроком, в этих условиях, очевидно, конфронтация с Западом по вопросу Ливии была бы ему невыгодна, тем более что, по большому счету, никаких тесных связей между Пекином и Триполи не было. То есть Китай фактически ничего не потеряет при смене власти в Ливии. Поэтому КНР была выбрана такая достаточно прагматичная позиция. Цинична она или нет, сложно говорить, но, наверное, Пекин тоже руководствовался некими соображениями, чтобы прежде всего реализовать свои собственные национальные интересы.

LiDS

Как Вы считаете, возможен ли в ближайшем будущем глобальный конфликт между исламским миром и европейским? Сейчас мы видим упорное втягивание западного мира во вможество различных конфликтов - Афганистан, Ирак, вот теперь Ливия, в ближайшем будущем возможен Йемен, не может ли всё это перерасти в глобальный "крестовый поход", как его называли некоторые политические деятели?

Какие вообще существуют перспективы развития отношений между этими региональными цивилизациями?

В ближайшей перспективе глобальный конфликт между исламским миром и европейским миром невозможен. Мы видим, что даже среди арабов есть разные позиции: кто-то тесно сотрудничает с Западом, кто-то выступает с резкими антизападными заявлениями - то есть, мнение арабов не монолитно. И в этих условиях всегда есть возможность лавирования. "Крестовый поход" - это очень броский термин, его, в частности,употребил Владимир Путин , характеризуя ситуацию вокруг Ливии. Но я думаю, что лобового глобального конфликта между цивилизациями, во всяком случае, в ближайшие лет 30-40 не будет. Но надо внимательно следить за тенденциями.

Мы видим, что в Европе увеличивается количество выходцев из исламских государств. Сегодня это большая проблема, например, для Франции и Германии. И в перспективе может сложиться ситуация, когда национальные общины, исповедующие ислам, смогут составить в процентном отношении, скажем, 25 процентов либо одну треть всего населения указанных стран, то есть возникнет совершенно иная ситуация.

Тогда, конечно, возможны глобальные потрясения, но они будут носить внутриполитический характер для конкретных государств. А сценарий, предполагающий цивилизационный конфликт, особенно в военном аспекте, на мой взгляд, сегодня нереализуем.

Александр

Здравствуйте!

1. Происходящие события-результат предательства части гос.аппарата Ливии, "экспорт революции" от соседей, межплеменные разборки(упрощённо)?

2. Каков ваш общий прогноз о развитии ситуации в Ливии после начала воздушной операции?

3. На ваш взгляд, будет ли реализована наземная операция со стороны, например, Франции?

4. На основании чего РФ занимает позицию молчаливого согласия по вопросу? По каким причинам, на ваш взгляд, не было использовано право "вето" при голосовании в Совбезе ООН?

2. Прогноз такой: будет уничтожена вся ливийская ПВО и все ливийские ВВС. Это уже произошло, у Каддафи больше нет ни ПВО, ни авиации. А дальше все будет зависеть от того, насколько мятежники будут готовы развивать наступление.

3. С большой долей вероятности можно говорить, что наземная операция готовится и, возможно, будет проведена. Вопрос, какими силами. Американцы все-таки на это не пойдут. Что касается Франции, то она может использовать, например, иностранный военный легион, который традиционно комплектуется выходцами со всего мира. Для Парижа пролить кровь этих людей не будет столь драматично, как, например, пролить кровь французов, что произошло бы, если бы они отправили в Ливию подразделения французских вооруженных сил.

Вопрос состава экспедиционного корпуса для наземной операции будет решаться по итогам того, как будет складываться заключительная фаза боев между повстанцами и правительственными войсками, в частности, смогут ли повстанцы самостоятельно войти в Триполи. Если они такую задачу решат и Каддафи падет - в этом случае, возможно, военное присутствие Запада сведется к чисто номинальным вещам (например, спецназ). В перспективе в Ливии могут появиться иностранные военные базы, но это возможно уже после того, как будет сформировано новое правительство Ливии.

4. Право вето не было использовано Россией, потому что Медведев принял решение его не использовать в силу целого ряда причин - как внутриполитических, так и внешнеполитических. Не будем забывать, что вице-президент США Байден в Москву приезжал не просто так. Очевидно, были определенные консультации, договоренности, в итоге Кремль занял такую позицию.

Роман

Каковы, по вашему мнению,могут быть последствия сегодняшней агрессии для внутреннего положения Франции? Принимая во внимание французскую арабскую диаспору и т.п. Не толкает ли Саркози (и если да, то по чьему заказу) свою собственную страну в "арабский вихрь"?

Мы видим явную ангажированность Франции в подходе к решению ливийских проблем. Это целиком и полностью инициатива Саркози , он занимает такую позицию. Дело в том, что со стороны Триполи в адрес президента Франции были обвинения в том, что в ходе своих предвыборных кампаний он тайно финансировался на ливийские деньги. Наверное, просто так такие заявления не делаются. Мы знаем, что многие высокопоставленные французские политики коррумпированы, и, например, нынешний по делу бывшего французского президента Жака Ширака показывает, что если есть возможность незаконно поживиться или использовать какие-то ресурсы незаконным образом в своих интересах, то, как правило, они на это идут.

Поэтому я не исключаю, что позиция Саркози продиктована стремлением, во-первых, отомстить за обвинения, которые были выдвинуты со стороны ливийского руководства, а во-вторых, замести следы, чтобы не всплыли какие-то бумаги, то есть в ходе войны уничтожить вещественные доказательства того, что он действительно финансировался на иностранные деньги.

Что касается положения дел во Франции, там действительно большая и достаточно агрессивная исламская диаспора (особенно молодежь) – это арабы, выходцы из бывших французских африканских колоний и просто люди, которые приехали во Францию из Африки и натурализовались тем или иным образом, получив либо гражданство, либо вид на жительство. Эта критическая масса может взорваться, но я не думаю, что она взорвется в связи с ливийскими событиями. Однако мы помним погромы и поджоги, которые происходили во Франции, протестный потенциал среди проживающих там арабов и африканцев накапливается, это такая граната, которая может взорваться в любой момент абсолютно вне связи с ливийскими событиями.

Анатолий

Здравствуйте, Игорь Юрьевич! Как вы считаете, может ли быть серьёзной причиной активных действий Франции и Италии против Каддафи многотысячные армии безработных и бездомных беженцев от режима Каддафи, заполонивших эти страны? Какова угроза националистических бунтов во Франции и Италии? Спасибо.

Учитывая, что сегодня введена военно-морская блокада ливийского побережья, я не думаю, что какие-то беженцы из Ливии могут свободно уплыть в Италию и высадиться там, хотя есть отдельные маленькие суденышки, которые каким-то образом туда попадают. Но эти люди действуют на свой страх и риск, и плывут они главным образом из Туниса. Сразу же после того, как в Ливии сменится власть и повстанцы станут легитимным правительством, они однозначно будут вынуждены идти навстречу Западу и вводить жесткий режим на путях возможной нелегальной миграции.

Это будет одним из условий их признания и сотрудничества с Западом.

Конечно, армии безработных и бездомных беженцев в Европе никому не нужны. Европейцы не знают, что делать даже с румынскими цыганами и с выходцами из маргинальных слоев населения от новых членов ЕС, поэтому африканские беженцы там абсолютно никому не нужны, их будут отсекать.

Людок

Основной вопрос -кого коалиция собралась защищать? Кучку повстанцев без лидера и какой-либо внятной цели; ну уйдет Каддафи и что дальше,с кем дело то иметь? Насчет нашего вооружения - товарищи дорогие мы отстали на 10-15 лет,вспомните Грузию.Разведка профукала все что возможно,потеряно 5 Сушек и 1 ТУ-22,и ничего.Выводы кто-нибудь сделал?Так что нигде наши танки не быстры и результаты таковы,какие есть.Сценарий и для нас будет таким же.Чего мы никогда не жалели,так это людей.

Теперь вопрос -Европе мало беженцов-мусульман из Косово,Турции,Туниса и т.д. они что совсем голову потеряли из-за своей безрассудной политкорректностью?

Вопрос так или иначе опять касается диаспор. Да, политики вынуждены быть политкорректными, в частности, в Германии, человек, который пытался поднять проблему того, что страна может быть растворена в потоке приезжающих все в большем и большем количестве выходцев из исламских государств (в частности, из Турции), был подвергнут моральному осуждению. Поэтому в Германии политики вынуждены быть политкорректными.

Но во Франции ряд политиков уже абсолютно неполиткорректен. В частности, это известный правый Ле Пен и его дочь, которая его пост в партии "Национальный фронт". Поэтому чем больше будет столкновений между коренными жителями и выходцами из арабских стран, которые живут сегодня в Европе, чем больше будет погромов, поджогов машин и массовых беспорядков со стороны диаспор, тем большую и большую силу будут набирать правые и их лозунги – обеспечить приоритет коренной нации европейцев, для того чтобы они не пострадали в ходе этих миграционных процессов. Поэтому противостояние, конечно, будет усиливаться.

Алексей

Почему авиация союзников имея абсоюлтное качественное и количественное превосходстве до сих пор не сожгла всю бронетехнику Кадафии которая в пустынной Ливии и так как на ладони?

Не надо абсолютизировать высокоточное оружие, потому что в конечном итоге им управляют люди. Можно, конечно, разбомбить аэродромы, можно уничтожить авиацию, можно уничтожить системы ПВО. Но, во-первых, бронетехника маскируется. Во-вторых, в условиях городской застройки эту технику трудно идентифицировать. В-третьих, там, где идут бои, достаточно трудно понять, где повстанцы, а где правительственные войска. Помимо этого, тактика действий ливийской армии заключается в том, что она не передвигается массовыми колоннами, как это делал Саддам Хусейн и его армия, представлявшая собой легкую цель, в данном случае это максимум 2-3 танка, либо отдельное передвижение бронетехники, либо джипы с установленным на них вооружением.

Поэтому в этих условиях достаточно сложно в реальном времени обнаружить их, выдать целеуказание, когда техника находится в движении, для того чтобы авиация уничтожила подвижные бронированные цели. Тем не менее, Запад решает эту задачу. На кадрах видеохроники мы видим все большее количество разбитых танков. Военная машина НАТО будет перемалывать сухопутные войска Каддафи, выбивать всю ту технику, против которой повстанцы со своим слабым и легким вооружением пока что бессильны.

Сергей

Здравствуйте, Игорь.

Почему вмешательство стран Запада так поспешно перешло в военную фазу?

Ведь поражение оппозиции было вопросом времени. Коалиция фактически оппозицию поддержала, в некоторой степени уравновесив силы, обрекая тем самым Ливию на затяжную гражданскую войну. Установление мира становится невозможным без осуществления наземной операции, ввода войск. И этим войскам придется либо создавать буферную зону между враждующими сторонами (что будет фактически означать распад Ливии), либо свергать Каддафи. Но ни второй Югославии, ни второго Ирака Обаме и Саркози не простят. Ни общественное мнение, ни политические оппоненты. Что же это - грубые ошибки во внешней политике или тонкая игра?

Вмешательство перешло в военную фазу, потому что Каддафи достаточно успешно начал наступление на мятежников. То есть сначала ждали, что он окажется слаб, что народные массы его сметут, что он повторит судьбу президента Египта Хосни Мубарака , но Каддафи вдруг продемонстрировал бойцовские качества. Это стало неожиданностью для Запада, потому что все думали, что он падет. А получилось так, что значительная часть ливийского населения его поддержала. И Запад пошел на быструю военную операцию, чтобы не дать возможности Каддафи быстро разгромить повстанцев.

Я думаю, Запад не ставит перед собой цели, которую он ставил в ходе операции против Югославии (то есть, дезинтеграция этой страны, в частности, выведение Косово из-под юрисдикции Белграда). Для Запада принципиально важно сохранить единую Ливию, но поменять режим военным путем. Потому что в условиях данного географического региона дезинтеграция Ливии привела бы к ослаблению контроля центрального правительства в Триполи, к хаотизации общественных и политических отношений. То есть в этом случае могла возникнуть такая же ситуация, как в Сомали, – полный хаос.

Для стран Северной Африки и Ближнего Востока чрезвычайно важно сохранить сильную централизованную власть. Запад это понимает, и ему невыгодно дробить Ливию на какие-то субгосударства, это опасно, этим могут воспользоваться исламисты. Никто не хочет повторения ситуации с Сомали, где нет ни власти, ни контроля, одни лишь сомалийские пираты, с которыми никак не могут справиться.

Александр

Уважаемый Игорь Юрьевич!

Насколько крепки позиции нашей разведки на ближнем востоке и в северной Африке, в частности в Ливии? Что сейчас происходит в ГРУ ГШ РФ? Действительно ли развален спецназ ГРУ, сокращена агентурная и стратегическая разведка? В чем заключалась причина увольнения В.В. Корабельникова, эффективен ли его приемник?

Об этих вопросах мы можем рассуждать в большей степени теоретически, потому что позиции разведки в конкретном регионе определяют, по большому счету, два фактора: первый – наличие в данном регионе резидентур, дипломатических или нелегальных. У нас агентурной разведкой занимаются две спецслужбы: это Служба внешней разведки и Главное разведывательное управление. То есть наличие в ближневосточном регионе резидентур этих спецслужб и их укомплектованность квалифицированными офицерами разведки – это один фактор. Второй фактор – наличие дееспособной агентуры, которая состоит на связи у наших резидентур. Наличие, в том числе, агентуры влияния среди местных элит – вот что определяет уровень и возможности спецслужб.

И, конечно, финансирование. Мы помним, как действовало ЦРУ, когда им надо было купить лояльность афганских вождей в период проведения операции против "Талибана" . Бывший директор ЦРУ достаточно четко описывает в своих мемуарах, что были кейсы с миллионом долларов в каждом, оперативники ЦРУ приходили к вождю племени, открывали этот кейс и покупали его лояльность. То есть финансовые ресурсы исключительно важны.

Я считаю, что позиции нашей разведки в ближневосточном регионе слабее, чем позиции того же ЦРУ, которое действует глобально, масштабно и имеет полную свободу рук, в том числе, и в финансовом плане. Но мы должны иметь каналы и позиции влияния. Поэтому надо ставить конкретные цели перед руководителями соответствующих региональных управлений, которые занимаются Ближним Востоком и Северной Африкой, со стороны директора СВР и начальника ГРУ. Наверное, такие задачи сегодня ставятся Фрадковым и Шляхтуровым перед их подчиненными в плане получения достоверной информации.

Что сейчас происходит в ГРУ? ГРУ сейчас находится на этапе приведения к новому облику, так же, как и все вооруженные силы. Более детально, в силу разных обстоятельств, в том числе, и из соображений секретности, я не хотел бы комментировать этот вопрос.

Что касается причин Корабельникова – говорят, он не хотел реформироваться, поэтому был вынужден покинуть стены ГРУ. Я считаю, что это был хороший руководитель, эффективный, жесткий, собранный. Человек закончил две военных академии с золотой медалью, в том числе, академию Генерального штаба. По отзывам людей, которые хорошо знают Корабельникова по работе, которые с ним учились, он мог бы стать идеальным начальником Генерального штаба Вооруженных сил России. Но это точка зрения разошлась с точкой зрения Кремля по поводу того, кто будет возглавлять Генштаб.

Конечно, то, что такой человек, как Корабельников, остался сейчас вне армии, это большая потеря. В целом это был высокоэффективный и профессиональный руководитель военной разведки, достойная фигура, сильная, жаль, что его судьба так сложилась. Что касается эффективности его преемника, то нынешний руководитель ГРУ - выходец из системы стратегической агентурной разведки, но, к сожалению, он уже в возрасте.

На мой взгляд, в нынешних условиях целесообразно назначение на должность начальника ГРУ выходца из ФСБ, конкретно - из системы военной контрразведки. Такие прецеденты ранее уже были, в частности, Петр Ивашутин пришел в ГРУ с Лубянки, и именно при Ивашутине ГРУ превратилось в мощнейшую спецслужбу, которая вполне конкурировала с разведкой КГБ, и ГРУ боялись во всем мире как сильную, эффективную спецслужбу. В системе военной контрразведки ФСБ есть сильные фигуры, которые могли бы достойно работать на посту начальника ГРУ и тем самым сохранить Главное разведуправление от каких-то более глубоких трансформаций в процессе реформирования.

В целом военная разведка нужна России, она должна быть обязательно, это традиционно для нашей страны, и ГРУ – это элемент реализации российских интересов за рубежом, это фактически глаза и уши Генерального штаба. Поэтому ГРУ должно при любых трансформациях остаться дееспособной и мощной спецслужбой.

igorolin

Здравствуйте, Игорь.

Во многих блогах сейчас встречаю описание того, какой высокий уровень жизни и замечательные социальные программы существовали при Каддафи. Что противостоит ливийскому лидеру сегодня продажная элита, возжелавшая больше возможностей и денег. Будто никаких репрессий в отношении народа не было, это выдумки западных политиков.

1) Каков на самом деле состав оппозиции, в чём главные причины выступления?

2) Есть ли подтверждённые данные о масштабах карательных операций Каддафи?

И, если возможно ответить, почему президент и премьер нашей страны именно по вопросу Ливии вдруг впервые заняли почти противоположные позиции?

При Каддафи Ливия и ливийцы действительно чувствовали себя очень неплохо, потому что нефтяные доходы, в общем-то, шли на пользу всему обществу, и, кстати говоря, там не было частных компаний. В Ливии добычу и экспорт нефти осуществляли исключительно государственные компании. Поэтому каждый гражданин Ливии получал свой маленький кусочек нефтяного "пирога", все были довольны. Те, кто подняли мятеж, захотели не кусок "пирога", а весь ливийский нефтяной "пирог". Поэтому основные причины недовольства - собственно экономические.

1. Состав достаточно пестрый. Это Национальный фронт спасения Ливии, Ливийская национальная армия, Ливийская исламская боевая группа и другие более мелкие группировки и ячейки.

2. Таких данных нет, сначала говорили, что убито 6 тысяч повстанцев, потом - 10 тысяч, трупы не показывают, жертв и разрушения не показывают, есть чисто пропагандистские постановочные кадры. Показывали такие жирные дымы на горизонте, говорили, что это в пригороде Бенгази идут бои, но журналисты "Комсомольской правды" сумели проехать туда, и оказалось, что на крупной мусорной свалке под Бенгази жгут автомобильные шины и пластик, вот и образуются такие дымы. Все это - информационная война против Каддафи.

Николай

Здрвствуйте!

За военной фазой последует политическая с выдвижением лояльных США кандидатов. Обрисуйте, пожалуйста, современное состояние политической системы страны: 1)На сколько исторических областей делится страна? 2)Каковы центробежные силы в них и кто их выражает?

3)Какова роль племенных вождей в стране?

4) Кто реально может претендовать на цетрализованную власть (армия, спецслужбы, бедуины, верблюды)?

5) Кто контролирует нефтяные и газовые месторождения? Намечается ли последующий их дележ между сегодняшними союзниками?

6) Насколько централизована

инфраструктура в стране (т.е. распределение еды, воды, лекарств и пр. осуществляется через государственные сети магазинов, аптек..., или развит мелкий частный сектор)?

7) Насколько конкурентна экономика Ливии по сравнению с Египтом и Тунисом.

Дать подробный детализированный ответ на Ваши вопросы мог бы уволенный посол России в Ливии Владимир Чамов, или же резиденты ГРУ и СВР в Триполи (шутка!).

Могу сказать, что в Ливии всегда были сильные сепаратистские тенденции, поскольку страна строилась на консенсусе племен и их интересов, поэтому одно из этих племен подняло восстание в области, которая традиционно отличалась сильными сепаратистскими настроениями.

На централизованную власть в стране сегодня реально может претендовать Национальный переходный совет, который находится в Бенгази. Он будет приведен к власти и легитимизован в качестве законного правительства в случае, если Каддафи потерпит поражение. Очевидно, будут проведены выборы, победят нужные кандидаты, так же, как в Афганистане, где выборы проходят под контролем американцев.

5. Часть отгрузочных терминалов сегодня уже контролируют повстанцы, и первые танкеры, отправленные в Катар, и полученные в ответ деньги – это форма завуалированного финансирования политических и военных оппонентов Каддафи монархическими режимами зоны Персидского залива.

7. Экономика Ливии как таковая отсутствует, это в основном экспорт нефти. В Ливии также отсутствовала такая сфера экономики, как туризм. Поэтому Египет и Тунис как признанные центры туризма были более конкурентоспособны, по крайней мере, в этой сфере экономики. Ну, а в плане нефти, естественно, Ливия выигрывает у Египта и Туниса.

Michael_1812

Глубокоуважаемый г-н Коротченко!

Есть ли какая-то информация о том, кто они, эти повстанцы? Помимо племенной и социальной составляющих, есть ли в этом восстании какая-либо религиозная подоплёка? Насколько сильны и насколько активны исламисты в Ливии? Есть ли опасность того, что Ливия в случае победы повстанцев скатится к теократии на манер Ирана?

Большое спасибо,

Точной информации как таковой нет, это совершенно случайный набор людей, нет даже признанного лидера, за исключением одного бывшего министра, но это подставная разменная фигура. Я думаю, что структура оппозиции и ее интересы будут согласованы уже сейчас, в ходе работы западных дипломатов и спецслужб, которые уже присутствуют в Бенгази и ведут необходимую работу, для того чтобы сделать из этих повстанцев более или менее организованную силу и выделить лидеров, с которыми в перспективе можно будет работать и системно отстраивать будущее ливийское государство.

Роман

Уважаемый Игорь Юрьевич!

1. Как вы считаете - если бы Каддафи ушёл сразу, как только народ потребовал его отставки, Западу было бы гораздо сложнее контролировать ситуацию в Ливии?

2. Не считаете ли вы, что Каддафи "подарил" Западу "предлог" своими глупыми действиями, развязав войну со своим народом?

1. Сложный вопрос, потому что никто не знает, как бы развивались события, но Каддафи не ушел, поэтому мы имеем то, что имеем. Каддафи показал себя бойцом, он, очевидно, намерен идти до конца и повторить судьбу Саддама Хусейна: либо его повесят по приговору новых революционных властей, либо он будет уничтожен в ходе ракетного удара, либо уйдет в подполье, но потом его поймают и, естественно, будут судить.

2. Он был обречен уже по факту того, что начались массовые беспорядки в Бенгази. Были приняты решения в западных столицах о его свержении военным путем, поэтому, независимо от его действий, он был обречен. Его судьба была предрешена заранее, и она определялась тем, что Ливия – это богатое нефтяное государство. Поэтому во главе этого государства нужна другая фигура, которая будет более покладистой и более удобной для взаимоотношений с Западом.

Mihail

1. Чем так насолил Каддафи своему народу, что несмотря на то, что ему удалось сохранить контроль над большей частью армии, и он, как можно понять, достаточно широко применяет тяжелое вооружение, не удалось достаточно быстро поставить под контроль отколовшиеся территории.

2. С чисто военной точки зрения поясните общие черты и различия ситуации в войне в Ливии и в 1-й и 2-й Чеченских войнах.

1. У меня складывается впечатление, что Каддафи достаточно избирательно подходил к применению военной силы. Известно, что после первых волнений в Бенгази туда была послана большая комиссия, которая была наделена правом раздачи талонов на различные социальные блага: автомобили, квартиры, просто денежные средства. Но ситуация подогревалась, поэтому мятежники комиссию обратили в бегство. Кроме того, надо учитывать, что у Каддафи не было хорошей боевой армии как таковой, потому что он боялся переворота, как мы говорили ранее, и в основном делал ставку на вооружение народа в случае военной агрессии. Поэтому и произошло так, что он не смог быстро достичь победы.

2. Во-первых, мятежники захватили в Бенгази всего лишь несколько складов, где было легкое стрелковое вооружение. Дудаев, когда пришел к власти, сумел захватить огромное количество оружия. Это первое и главное отличие: Чечня получила огромное количество оружия со складов советской армии, которая их там бросила. Во-вторых, Дудаев был безусловный лидер, причем харизматический лидер, у него были политические амбиции, и он персонифицировано возглавил так называемую Ичкерию. У ливийских повстанцев такого яркого лидера нет, а есть разный сброд, включая американскую профессуру ливийского происхождения. В-третьих, у Дудаева был боевой и военный опыт. Он был генерал, командир авиадивизии и летчик стратегической авиации, у него было системное военное образование. Ливийские повстанцы и их руководство не имеют реального военного опыта. В-четвертых, все-таки надо понимать разницу между чеченцами и ливийцами, потому что чеченцы – это прирожденные воины, они хорошо знают горы и хорошо воюют, им надо отдать должное. Ливийские повстанцы воюют плохо. И разница в ситуации все-таки есть. Разный театр военных действий, в ситуации войны в Чечне мы могли исключать военное вмешательство Запада, а в Ливии оно произошло.

В целом неправомерно сравнивать эти два вооруженных конфликта, чеченский и ливийский. Масштаб военных действий в Чечне был гораздо более кровопролитным, сильным по накалу и масштабным по людским потерям, чем то, что сегодня происходит в Ливии. Наш российский Северный Кавказ - это одни условия, а Ливия – это другие условия. А общие черты заключаются в том, что в обоих случаях был вооруженный мятеж. Но, правда, Дудаев не ставил своей целью дойти до Москвы и стать президентом России, сместив Бориса Ельцина. Он ограничивался тем, что хотел стать президентом Ичкерии, ему этого было вполне достаточно. Дальше он хотел, чтобы его оставили в покое, вступили с ним в переговоры и так далее. А повстанцы в Ливии претендуют именно на смену режима вооруженным путем и захват Триполи. Повстанцы планируют занять место Каддафи, и не в качестве неформальных лидеров, а в качестве централизованной верховной власти.

ричард

3дравствуйте!

1. Не кажется ли вам,что режим Каддафи гораздо более прогрессивен чем режим Саудовской Аравии?

2. Может, имеет смысл присоединиться к позиции Китая и требовать (просить) прекратить операцию НАТО?

1. В общем-то, да, я считаю, что он был более прогрессивен, потому что была все-таки своеобразная форма народовластия, Джамахирия, народное государство. В Саудовской Аравии королевский режим, достаточно одиозный и ведущий себя жестко по отношению к подданным. Поэтому, я считаю, режим Каддафи был более прогрессивен, чем режим в Саудовской Аравии.

2. Мы выразили свое негативное отношение к непропорциональному применению силы со стороны Запада, то есть в этом плане наша позиция и позиция Китая в ходе развития конфликта, я считаю, вполне нормальная. Мы осуждаем факт масштабного применения войск западной коалиции против Ливии, осуждаем именно характер боевых действий, их масштабность и непропорциональность.

Дмитрий Громадин

Практически во всех нынешних "революциях" на арабском Востоке военные довольно активно переходят на сторону "восставших масс". Кажется и Саддама Хусейна его собственные военные не поддержали.

В Ливии, Иемене наблюдается таже ситуация.

1)Каковы взаимоотношения правящих классов арабских государств и их собственных военных.

2) Что подвигает военных идти против правящих режимов в арабском мире

Ситуация все-таки немного разная. Мы видим, что в Египте армия заняла выжидательную позицию и устранилась от участия в беспорядках, армия в Йемене фактически раскололась: часть генералитета поддерживает нынешнего президента, часть выступает на стороне масс. В Ливии, мы видим, армия ведет боевые действия против мятежников.

1. В большинстве арабских стран с такими лидерами, как Хусейн, Каддафи, Мубарак, первые лица государства сами были военными, они пришли к власти в результате государственного переворота и уже затем стали политическими деятелями. Но после того, как они путем военного переворота приходили к власти, становились президентами и лидерами страны, они, естественно, испытывали подозрения, что очередной сильный армейский офицер, генерал может использовать этот же сценарий и сместить уже их. Поэтому возникало определенное недоверие между лидером государства и армейской верхушкой. Это арабский мир, где нет демократии, есть ситуация, когда лидер страны, будучи даже офицером из армейских структур, придя к власти, в большей степени теперь уже опирается на аппарат спецслужб (разведки, контрразведки, системы внутренней безопасности), чем на армию как таковую, а вооруженным силам отводится лишь роль отражения внешней агрессии. Поэтому отношения сложные.

2. Общее недовольство ситуацией, понимание того, что если человек 40 лет сидит у власти, то это ненормально, осознание того, что ты родился при этом диктаторе и умрешь при нем же, общее недовольство военных существующей системой власти и понимание необходимости перемен.

Алексей

1. Бахрейн и Ливия.

В чем разница?(если не рассматривать лояльность)

2. Какой позиции придерживаетесь именно ВЫ, личной оцеки Путина или оф. Медведева?

P/S Почему в последнее время Россия утратила свои позиции на Ближнем Востоке?

1. Бахрейн – союзник США и Запада, Ливия – противник. Географические размеры абсолютно разные. Поэтому одним можно проливать кровь собственных граждан, а другим нельзя. Вот, собственно, и все.

«Рособоронэкспорт» представит подводную лодку «Амур-1650» разработки ЦКБ МТ «Рубин» для участия в тендере на поставку шести неатомных субмарин для ВМС Индии.

Как сообщили в «Рособоронэкспорте», «предприятие обязательно будет участвовать в тендере, на который оно выставит неатомную подводную лодку 4-го поколения «Амур-1650». Эта ПЛ вооружена шестью торпедными аппаратами, из которых можно стрелять крылатыми ракетами и торпедами. Предельная глубина погружения субмарины – 300 м, автономность – 45 суток, экипаж – 35 человек. Правительство Индии уже одобрило планы Вооруженных Сил приобрести подводные лодки. Предстоящая сделка, получившая название «проект-75I», оценивается в 500 млрд. индийских рупий (более $11 млрд.). Дели уже направил запросы на получение информации о технических характеристиках подводных лодок России, Германии, Испании и Франции.

Уникальный плавучий бронежилет принят на вооружение морской пехоты и береговых ракетно-артиллерийских войск ВМФ РФ.

Об этом в интервью радиостанции «Эхо Москвы» сообщил возглавляющий эти войска генерал-майор Александр Колпаченко. Бронежилет хорошо держится на воде. Новинка полностью снаряжена оружием и боеприпасами. Он предназначен не только для морской пехоты, но и для моряков, которые служат на надводных кораблях. Поставки бронежилета начнутся в 2011 г.

Центральное морское конструкторское бюро (ЦМКБ) «Алмаз» предложило ВМС Республики Корея модернизировать катера на воздушной подушке «Мурена», построенные Хабаровским судостроительным заводом по проекту этого бюро.

Сейчас ЦМКБ «Алмаз» и «Рособоронэкспорт» продвигают катера типа «Мурена» в ближневосточный регион, подписав с Кувейтом контракт на поставку двух таких ДКВП. Катера типа «Мурена» могут доставлять к месту высадки различные грузы, в том числе два бронетранспортера или один основной боевой танк, или 130 полностью экипированных морских пехотинцев.

Пятый по счету отряд кораблей Тихоокеанского флота прибыл в Аденский залив в рамках миссии по борьбе с пиратами.

В его составе большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов», спасательный морской буксир и танкер «Печенга», а также подразделение морской пехоты.

Партия из 17 боевых машин морской пехоты БМП-3Ф, поставленных Индонезии в рамках российского государственного кредита, прибыла в порт города Сурабая.

Плавающая боевая машина пехоты БМП-3Ф, вооруженная 100- и 30-мм пушками, управляемыми ракетами и пулеметом, предназначена для ведения боевых действий в прибрежной зоне и на побережье. Она способна плыть со скоростью десять километров в час на протяжении семи часов, одновременно ведя боевые действия, и уверенно выходить из воды даже при волнении до трех баллов, а также подниматься на десантные корабли своим ходом с воды. Экипаж БМП-3Ф – три человека, она транспортирует десантную группу в составе семи человек. Сейчас российская сторона предлагает Джакарте в счет госкредита закупить очередную партию БМП, причем очень большую. Россия также готова к созданию технического центра по обслуживанию бронетехники.

Как сообщил командующий Каспийской флотилии контр-адмирал Сергей Алекминский, для этого объединения началось строительство второго десантного катера на воздушной каверне проекта 21820 «Дюгонь».

Водоизмещение этого ДК – 230 т, максимальная скорость хода – 30 узлов. Полезная нагрузка – 140 т.

На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» выведен из эллинга фрегат Trikand («Лук»), строящийся на этом предприятии для ВМС Индии.

Это последний корабль в подсерии из трех фрегатов проекта 11356 разработки Северного ПКБ, строительство которых ведется на ПСЗ «Янтарь» с 2006 г. Первые два – Teg («Сабля») и Tarkash («Колчан») – уже спущены на воду и готовятся к испытаниям. На фрегате Trikand смонтирована пусковая установка ракетного комплекса BRAHMOS, заведены гребные валы, установлены гребные винты и носовой обтекатель с гидроакустической системой. На открытом стапеле корабль занял предспусковую позицию. Именно отсюда, согласно графику строительства, он будет спущен на воду в марте будущего года.

После ремонта в состав Черноморского флота вернулся сторожевой корабль «Сметливый» – последний из «поющих фрегатов» проекта 61 разработки Северного ПКБ. Он вступил в боевой состав ВМФ более 40 лет назад.

Несмотря на свой почтенный возраст, «Сметливый» два года назад во время операции по принуждению Грузии к миру принимал активное участие в обеспечении десантной операции морской пехоты и спецназа ЧФ в грузинскую военно-морскую базу Поти.

Во Вьетнаме началось серийное лицензионное строительство ракетных катеров проекта 12418 «Молния» разработки ЦМКБ «Алмаз».

Ранее для ВМС этой страны на рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» были построены два таких катера. И сейчас это предприятие поставляет вьетнамским судостроителям комплектующие для ракетных катеров. Российская сторона осуществляет также технический надзор за строительством и обеспечивает все необходимые консультации. Всего в СРВ планируется собрать 10 катеров проекта 12418, вооруженных 16 противокорабельными ракетами «Уран-Э».

Как сообщил командующий стратегическим оперативным командованием Венесуэлы генерал-майор Анри де Хесус Ранхель Сильва, в 2011 г. в эту латиноамериканскую страну поступят российские противокорабельные ракетные системы берегового базирования с дальностью стрельбы до 300 км.

Кэптен Бренда Холденер стала первой женщиной-командиром универсального десантного корабля ВМС США Wasp («Оса»).

Она окончила инженерный факультет университета штата Орегон, курсы вневойсковой подготовки офицеров резерва ВМС, Военно-морской колледж ВМС США, где получила степень магистра наук в области национальной безопасности и стратегических исследований. Бренда Холденер летала на вертолетах Sea Knight и Sea King, была штурманом авианосцев Dwight D. Eisenhower и Kitty Hawk, возглавляла авиагруппу на вертолетоносце Inchon, переоборудованном в носитель вертолетов-тральщиков, служила на руководящих должностях в командовании воздушно-космической обороны Североамериканского континента.

Второй литоральный боевой корабль типа Freedom спущен на верфи компании Marinette Marine в штате Висконсин.

Он получил название Fort Worth (LCS 3) – в честь города в штате Техас. Корабль будет передан американским ВМС к 2012 г. Он может развивать скорость 45 узлов. Длина корабля водоизмещением 2839 т – 115 м, ширина – 17,5 м.

Судостроительная компания Navantia спустила на воду для ВМС Испании ракетный фрегат Cristobal Colon – пятый типа F-100, но улучшенной конструкции.

Его закладка состоялась 20 февраля 2009 г., а войдет он в строй в июле 2012 г. Водоизмещение Cristobal Colon увеличено до 6050 т (на 150 т больше, чем у его предшественников). На корабле размещены РЛС X-диапазона ARIES с высокой разрешающей способностью и многофункциональная РЛС SPY-1D(V) обнаружения воздушных/надводных целей. Два 25-мм автомата и инфракрасная система наблюдения установлены на крыше вертолетного ангара. Системы боевого управления, связи и управления огнем модернизированы. Мощность дизелей увеличена с 4500 до 6000 кВт. Появилось выдвигающееся носовое подруливающее устройство мощностью 850 кВт. Система управления энергетической установкой интегрирована в систему управления фрегатом. Общая стоимость Cristobal Colon составит около 750 млн. евро ($836 млн.) по сравнению с $600 млн. за единицу у кораблей первой серии.

В состав ВМС Ирака вошли первые два 35-метровых патрульных катеров проекта 35PB1208E-1455, построенных на верфи американской компании Swiftships.

Они и их «систершипы» будут использоваться для охраны исключительной экономической зоны страны и защиты нефтяных терминалов после вывода в следующем году американских войск из Ирака. Максимальная скорость катеров проекта 35PB1208E-1455 – более 34 узлов, дальность плавания – 1500 миль на 12 узлах. Автономность – 6 суток. Экипаж – 21 человек, из которых 4 – офицеры. Вооружение состоит из одной 30-мм дистанционно управляемой пушки и трех пулеметов. Всего США планируют поставить ВМС Ирака 15 катеров этого типа.

После ремонта переданы ВМС Бангладеш два выведенных из состава ВМС Великобритании патрульных корабля типа Castle.

Один из них получил название Bijoy, второй – Dhaleshwari. Их полное водоизмещение – 1427 т, длина 81 м, скорость полного хода – 19 узлов. Вооружение состоит из одного автоматического 30-мм артиллерийского орудия. На кораблях будут базироваться новые вертолеты AW-109E, которые должны быть поставлены в начале 2011 г.

На верфи корпорации Northrop Grumman в Ньюпорт-Ньюс состоялась церемония крещения многоцелевой атомной подводной лодки California – седьмой АПЛ типа Virginia.

Его длина – 24,08 м, ширина – 5,53 м, осадка – 1,3 м. Kangal, спроектированный на базе патрульного катера береговой охраны MRTP 22, оснащен двумя дизельными двигателями по 2500 л.с. каждый и способен развивать максимальную скорость от 33 узлов при состоянии моря 4 балла до 85 узлов при состоянии моря 1-2 балла. Он вооружен дистанционно управляемым стабилизированным артиллерийским модулем (автоматическая пушка и пулемет), имеет на борту жестконадувной катер. Благодаря высокой скорости и малому водоизмещению, несколько таких катеров могут обеспечить контроль над прибрежным пространством значительной площади. Транспортировать к месту развертывания антипиратские катера предполагается на борту больших кораблей.

Индия намерена приобрести в США еще четыре противолодочных патрульных самолета P-8I Poseidon на сумму около $1 млрд. в дополнение к 8 машинам, ранее закупленных на сумму $2,1 млрд.

«Индия закупает у США P-8I Poseidon с целью закрыть бреши в своей обороне в Индийском океане, – отмечает газета Times of India, – который превратился в милитаризованную зону в результате действий Китая по усилению там собственного военного присутствия».

P-8I Poseidon считается самым современным базовым патрульным самолетом и только начинает поступать на вооружение морской авиации ВМС США. Он оснащен противолодочными торпедами, глубинными бомбами, противокорабельными ракетами Harpoon (которые Индия уже закупила у США), а также разведывательным оборудованием и средствами электронной борьбы. Самолеты Poseidon предназначены для замены в Индии 8 дальних противолодочных самолетов Ту-142 и пяти патрульных Ил-38СД советской сборки.

Родился 15 февраля 1960 года в городе Рига Латвийской ССР в семье военнослужащего. Русский. В 1982 году окончил Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского.

Проходил службу в частях Военно-воздушных сил (1982-1984 гг.), Главном штабе ВВС (1984-1987 гг.), Генеральном штабе Вооруженных Сил (1987-1994 гг.).

Воинское звание – полковник запаса. Награжден именным оружием.

С 1994 года – военный обозреватель «Независимой газеты». В 1995 году выступил одним из инициаторов создания еженедельника «Независимое военное обозрение». Автор свыше 500 статей по вопросам военной реформы, военного строительства, стратегических ядерных сил, ситуации в оборонно-промышленном комплексе, борьбы с терроризмом, деятельности спецслужб. В качестве военного корреспондента выезжал в служебные командировки более чем в 40 стран мира.

В 2003 году, выражая протест против антигосударственной информационной политики «Независимой газеты», принадлежавшей олигарху Борису Березовскому, обратился к журналистам «Независимого военного обозрения» с предложением уйти из редакции, был полностью поддержан коллективом.

В 2003-2009 гг. – главный редактор еженедельника «Военно-промышленный курьер». С 2006 года – издатель журнала «Национальная оборона». С 2010 года – директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО).

Член Общественного совета при Министерстве обороны РФ.

Награжден Грамотой Службы внешней разведки «За большой личный вклад в укрепление и развитие взаимодействия с СВР России», Почетной грамотой Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, грамотами министра обороны РФ, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, главнокомандующего Сухопутными войсками, командующего Ракетными войсками стратегического назначения, грамотой Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации, грамотой Дипломатической академии Министерства иностранных дел РФ.

Неоднократно поощрялся приказами министра обороны РФ и главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ. Лауреат премий Союза журналистов Москвы и России.

Награжден знаком Королева и знаком Гагарина Федерального космического агентства, серебряной медалью имени генерального конструктора ракетно-космической техники академика В.Ф. Уткина, знаком «За заслуги перед авиацией» Военно-воздушных сил России, знаком отличия «За заслуги в укреплении сотрудничества со Счетной палатой Российской Федерации», знаком «За отличие в службе ВВ МВД России» 1 и 2 степени, знаком «80 лет Пограничным войскам».

Русским биографическим институтом удостоен национальной премии «Человек года – 2005» в номинации «Оборонно-промышленный комплекс».