» » Печной фольклор. Приметы. Приметы, связанные с домом Приметы и суеверия когда осенью затоплять печку

Печной фольклор. Приметы. Приметы, связанные с домом Приметы и суеверия когда осенью затоплять печку

П ечка на Руси согревает, кормит, освещает, стирает, сушит, лечит, прогнозирует погоду и заклинает мороз.

Русская печь. Фото: С. Яковлев / Фотобанк «Лори»

Ученые исчисляют возраст предка русской печи многими тысячелетиями. Впервые человек поместил огонь под глиняный свод еще в каменном веке. На Руси глинобитные сводчатые печи строились в X–XI веках, а свой привычный, традиционный облик они обрели к XVIII веку.

Начиная возводить избу, сначала определяли, где сложить печь, и лишь после этого делали планировку остальных помещений. Отсюда и пошли знаменитые пословицы и поговорки: «Плясать от печки» и «Догадлив крестьянин - на печи избу поставил». Печку строили на настиле массивного сруба - опечье, а под ним оставляли пустое место - подпечье. На опечье хранили всю печную утварь: ухваты, кочерги, лопаты для выпечки хлеба. В подпечье зимой сажали кур, чтобы они грелись и лучше несли яйца.

Зачем в русскую печь сажали детей

Мытье в печке. Гравюра, XIX век

Исторический интерьер жилища. Фотография: Ю. Брыкайло / фотобанк «Лори»

Мама учит дочку вынимать из печи чугунок

Русские печи традиционно строились больших размеров, вокруг них сосредотачивалась основная домашняя деятельность и протекал семейный отдых. Печка не только грела и варила - в ней было достаточно места, чтобы париться. Мыться в печах предпочитали молодые девицы, опасавшиеся «банной нечисти». Издревле считалось, что печной пар исцеляет от множества болезней. Не зря говорили: всякая хвороба отцепится, если прогреть свои косточки в печи. Наши предки выгребали из протопленной печи угли и золу, а затем сажали на лопатах в топку прогреваться больных детей. Печная зола на Руси была обязательным компонентом мазей и отваров.

Интересный факт:
Печка и зола в деревнях использовались для стирки. Женщина складывала белье в чугунный горшок, наполненный водой, опускала туда мешочек с золой и ставила в печь. После кипячения с темно-серой золой белье становилось не только белоснежным, но и более прочным.

Как узнать прогноз погоды у русской печки

Чугунки в очаге русской печи. Фотография: Н. Король / фотобанк «Лори»

Русская печь. Фотография: В. Саломатников / фотобанк «Лори»

Дым из печной трубы. Фотография: А. Матвейчук / фотобанк «Лори»

Сельские жители умели по печи предсказывать погоду. Существовал целый свод народных примет, по которому крестьяне подмечали разные детали, а затем толковали их значение.

Если дрова в печи горят с треском - будет мороз, а если с гудящим шумом - жди бурана.

Дрова горят вяло или гаснут - в ближайшие дни наступит оттепель.

Дрова в печи хорошо разгораются и горят с легким потрескиванием, а дым из трубы поднимается вверх - верный признак солнечного и безветренного дня.

Дым выгибается коромыслом и стелется по земле - подтверждение предстоящего ненастья.

Как на печи заклинали мороз

Русская печь. Фотография: С. Тарасов / фотобанк «Лори»

Жилая комната с печкой в русской избе. Дом крестьянина Сергеева. Остров Кижи. Фотография: О. Липунова / фотобанк «Лори»

Печь в доме на Русском севере. Дом Елизарова, остров Кижи. Фотография: Igor Lijashkov / фотобанк «Лори»

Настоящим испытанием для печей становились крепкие морозы матушки зимы - никольские, рождественские, васильевские или крещенские. В это время становилось понятно, достаточно ли долго печь держит тепло и много ли жару дают заготовленные дрова. Не меньшую роль играла и печная труба. Тепло и чистота воздуха в доме зависели от того, открыты или закрыты в ней задвижки и заслонки. Откроешь заслонку - гарь и дым исчезнут, закроешь - дольше сохранишь тепло.

Обычно печные стенки имеют толщину 25–40 сантиметров, и благодаря этому создается хорошая теплоаккумуляция и возникает эффект термоса. Преимущество настоящей русской печки - в равномерном распределении жара. Даже в самый лютый мороз она может с одной протопки поддерживать тепло в избе на протяжении суток.

Для защиты озимых культур и фруктовых деревьев от вымерзания с помощью открытой печной трубы либо волокового окна крестьяне по традиции совершали обряд заклятия мороза.

«Старик или самый старший в семье мужчина забирался на печь с деревянной ложкой, наполненной киселем, просовывал голову в волоковое окно и говорил: «Мороз! Мороз! Приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес, лен да коноплю в землю вколоти». Когда же, закрыв окно, старик начинал слезать с печи, старшая в доме женщина внезапно обливала его водой, чтобы проклятие замерло на его устах. Считалось, что после такого угощения мороз становился добрым и уходил восвояси».

Геннадий Федотов в книге «Русская печь»

Прабабушка мультиварки

Традиционная русская печь позволяет приготовить практически все что угодно. В отличие от современных духовок она позволяет придать блюдам особый аромат и национальное своеобразие. На растопленной утром печи можно готовить весь день.

Пироги из поднявшегося за ночь теста с фруктовой или овощной начинкой от печного жара становятся пухлыми, пышными и невероятно вкусными. Отсюда пошла и русская пословица: «Красна изба углами, а печь - пирогами».

ПЕЧЬ

Если огонь вырывается из печи, это приносит несчастье. (Горцы и гэлы).
В связи с этим поверьем гэлы никогда не позволяли огню вырываться из печи. На ночь огонь гасили, а угли прикрывали золой, чтобы утром можно было найти хоть один тлеющий уголек. В графстве Корк это действие сопровождалось следующей присказкой: "Сохраню огонь, как Христос Марию, в двух концах дома, и Бригитта посередине". (Имеется в виду Св. Бригитта, хранительница огня).На протяжении столетий и во многих странах печь считалась душой дома, душой домашних и общинных предков.Римляне хранили священный огонь Весты. В далеком Дамараленде гереро тоже хранили священный огонь в своих селениях, и огненные ритуалы этих дикарей были весьма похожи на обычаи цивилизованных римлян.У очага гереро садился предводитель рода, окруженный молчаливыми духами предков. К огню приводили роженицу с новорожденным ребенком, чтобы представить его духам предков, которые дадут ему имя.Взяв ребенка на руки, предводитель обращался к предкам через огонь очага. "Для вас родился ребенок в нашем поселке, - говорил он. - И пусть этот поселок никогда не умрет". К очагу приносили больных, чтобы духи предков исцелили их; к очагу же вели молодую жену.Гереро никогда не давали погаснуть своему очагу - подобно древним римлянам, хранившим священный огонь Весты. И вполне можно поверить, что шотландское поверье об огне, вырывающемся из печи, возникло из соответствующего римского; но как это поверье попало в земли гереро?В России крестьяне и в настоящее время "с большим вниманием и уважением относятся к своей печке в доме. На печке они отдыхают, греются, лечатся;старики, собираясь умирать, лезут на печь и ожидают там конца своей земной жизни. "Задорожка" и та имеет значение в обыденной жизни. "Задорожка" - это планка, прибитая к печке с боковой наружной стороны, одним концом вделанная в стену, а другим - к столбу, на котором утверждаются полати. Задорожка служит для того, чтобы удобнее было влезть на печку или не упасть с печки. Чтобы не бояться покойников, за задорожку держатся и, подержавшись, плюют на верх печки. Весьма многие для этого открывают еще заслон от устья печки, в открытую печь поглядят недолго и плюнут"."Когда отправляются куда-нибудь в путь, не хорошо, если печь открыта. Если же печь в это время топится, то ставят в устье ее лучинку, как бы закрывая ее" . "Кирпич выпал из печи - к худу" .

Мети, мети, да из избы не выноси, а сгребай под лавку да клади в печь, чтоб дымом вынесло

Продолжаем тему печного фольклора. На этот раз поговорим о приметах и суевериях

Горшок с кашей в печи треснул - не к добру . Горшок с кашей - один из символов благополучия в доме. Уважительное отношение к горшку в печи усиливается еще и тем, что он круглый и горячий (отзвуки обожествления Солнца). С помощью печного горшка (как и веника) переносили из старого жилища в новое домового. Печной горшок нередко использовался и при гадании, для связи с душами умерших.

Хлеб в печи раздвоился - к отъезду кого-то из домочадцев . Имеется в виду отслоение части каравая от целого. Хлеб - символ единства семьи: о том, кто оказался вне семьи, говорят: "отрезанный ломоть". И по ассоциации "раздвоение каравая - раздвоение семьи" делают предположение, что кто-то может уехать.

Каша выходит из горшка к выходу из печи - это к несчастью, а если к дальней стене - к изобилию . Несмотря на то, что в этом поверье собрано сразу три символа (каша, горшок, печь), суть его довольно проста, ибо строится на внешнем сопоставлении: к выходу из печи - значит, и к выходу из дому, а к стенке - значит, в доме прибавится, изобилие будет. На мистическом уровне это толкуется как деяния обитающих в печи духов: выталкивают они пищу или оставляют себе, тем самым, выражая благосклонность.

Не убирай в дому, когда хлеб в печи, - достатка не будет. Во время выпечки хлеба запрещалось и выходить из дому, и даже шуметь. Все это связано с тем, что к хлебу относились как к живому (одухотворенному) существу. Выйдешь из дому - хлеб обидится, что его оставили в одиночестве. А шум может его испугать. Что же касается уборки, то это просто оскорбление хлеба! На бытовом уровне поверье толкуется как полезное и рациональное: не надо делать несколько дел сразу - ни одно не удастся. Тем более такое сложное, как выпечка хлеба, требующая постоянного присутствия хозяйки у печи.

Выпал кирпич из печи - добра не жди. Это связано с отношением к печи как к одному из самых главных символов дома. Печь в сознании народа - это не только тепло и горячая еда, но и место, через которое дом связан с внешним миром (мы помним сюжеты о ведьмах, вылетающих из печной трубы). Раньше на печи еще и спали, поэтому сновидения и образ печи тоже совмещались. Выпавший кирпич нарушает целостность печи как границы между домом и открытым миром. Через образовавшуюся дыру в дом может попасть нечистая сила, душа умершего, болезнь, насланная порча и т.д. Некоторые поверья связывают выпавший кирпич с проникновением в дом мифического огненного змия. Думается, в этом сокрыт и бытовой смысл, поскольку речь идет об увеличивающейся возможности пожара.

Загудело в печной трубе - душа покойника мучается. Считалось: если закрыть печную заслонку, то связь дома с внешним миром прекращается. Значит, душа, которая хотела побывать в доме, осталась в трубе и мучается там, завывает. В таком случае надо помолиться за умерших.

Заслонкой закрывали печь, когда кто-нибудь отправлялся в дорогу. Это делалось, чтобы домашние разговоры о нем не вылетали в трубу и не были услышаны "чужими".

В доме тепло, а кошка на печке лежит - быть морозу. Если кошка голову под брюхо прячет - к морозу. Если летом кошка спит калачиком - к близкому ненастью. - Многочисленные приметы, связанные с кошкой и предвещающие ту или иную погоду, основаны на том, что кошка очень чувствительна к погодным переменам и может предчувствовать их. Тяга к теплу перед похолоданием у кошек осталась и после исчезновения печей. Если вы внимательно понаблюдаете, то увидите, что перед морозом кошка лежит на батарее парового отопления: она словно бы набирается тепла на период холодов. Значит, есть смысл учитывать народные приметы, в которых явно просматривается причинно-следственная связь.

Чтобы парня приворожить, надо взять заслонку от печи, насыпать на нее зерен и накормить петуха . Это связано с привлечением магических символов дома: петух символизирует плодородие (мужское его начало), отпугивает нечистую силу; печь - символ домашнего очага; зерна - символ жизни и достатка. Кормя петуха, девушка приговаривает: "Как заслонка держится своего устья, так и петух чтоб держался дома, а мой жених - меня". Подобных привораживаний, заговоров, гаданий - превеликое множество.

Сваха перед началом переговоров о свадьбе греет руки у печи - иначе толку от сговора не будет . Примета восходит к поверью, что в печи обитают души умерших. Грея руки, сваха как бы приветствует их. Хотя, если вдуматься, пришедшему с мороза человеку (а оговорки бывали, когда на улице - поздняя осень) действительно не мешает отогреться, - тогда и дело лучше пойдет. Тем более что сваха должна была все время стоять, сидеть ей запрещалось. Сваху обычно встречали припевом "Ой, Лада, Лада!", чем призывали в помощь древнерусскую богиню Ладу - покровительницу любви и браков. С той поры и говорят: "свадьбу ладить", "в семье лад".

Новоприобретенную кошку следует ткнуть мордой в печную заслонку . Чтобы кошка знала дом нового хозяина, следует на печной заслонке помыть лапки у принесенной в дом кошки, приговаривая при этом: "Как заслонка от печи не отходит, так и ты не отходи от дома".

Во время женитьбы молодые должны были три раза обойти печь , так жених благодарил тот очаг, что дал ему жену и уводил ее к своему, прося у огня и предков здоровья и детей. Когда свадьба завершалась в печь бросали пустой горшок и приговаривали «Сколько черепков столько и молодых ребят». Именно отсюда пошел обычай бить бокалы.

Печь была символом мира и покоя, при ней нельзя было ругаться или выражаться . Сейчас мы говорим: «Тише: здесь же дети или дамы»; а тогда говорили: “Печь в хате!” Если же вас пускали в дом и устраивали на полатях, то вы становились другом и практически членом семьи: от вас не ждали зла и не замышляли вам худое

Вернувшись с похорон, тронь печку рукой - чтобы долго в доме не было нового покойника . Эта примета связана с тем, что печь напрямую связана со стихией Огня. Старые люди говорят, что если после кладбища подержишься за печку, то все плохие приметы сожжешь на корню. Поэтому обязательно нужно после того, как вернетесь с похорон, если не подержаться за печку, мало ли, может, печи нет, то обязательно зажечь свечу. Свеча - это тоже огонь, который способен сжечь все отрицательные энергии

К сожалению, не ко всем приметам удалось найти пояснение и толкование.

Нельзя садиться спиной к печи, иначе домовой обидится.
Если у кого «кошки скребут» на душе или совесть не чиста, нужно просто погреть у печки руки.
Если кто-то из домашних надолго покидал свое гнездо, то печь закрывали заслонкой, чтобы ему повезло в пути.
Пока в печи печется хлеб, на печь не садись - хлеб худой будет
Если печь отпотевает - к слезам хозяйки
Дрова в печи развалились - к гостям.
Золу рассыпать - к ссоре
Кашица в печи румянится - летом к дождю, зимой - ко снегу
Красный огонь в печи - к морозу; белый - к оттепели.
Печь класть на новолуние - теплее будет.
Огонь в печи погас - нечаянный гость.
Нагоревший уголь на лучине крупится - к морозу
Если кто несет дрова для печи и одно полено упадет - быть гостям, то же если головня сама по себе вывалится из печки. Если вывалится горящий уголек - к сердитому гостю.
Если в трубе какой-то шорох или звон - будет суд из-за пустяка.
Класть дрова в печь остряками вперёд - к ссореКрестьяне на Руси хранили головню после пожара как средство защиты от повторного возгорания жилища.
Когда хлеб печется, не мети избы: спорынью выметешь

Печь - приметы, суеверия, обычаи.

Печь - сердце дома, его центр и логический и магический! Не зря зачастую от древних домов остаются печные стенки и трубы, не зря в некоторых местностях печь закладывали раньше самого сруба. Отсюда из центра распространялось животворящее тепло, здесь готовилась еда, здесь искали защиты от хворей и ненастья дети, старики, больные и роженицы! Множество уникальных обычаев связано с русской печью.

Вся жизнь человека, так или иначе, была связана с домом и печью, и именно здесь он находился под защитой предков и домашних духов, одной из наиболее распространенных персонификаций которых стал домовой. Он хранил дом, помогал справным хозяевам и наказывал нерадивых, предупреждал о неприятностях и хранил очаг. Разные народности приписывали ему различные места обитания, но все они сходились в том, что самым любимым местом в избе была печь, он мог жить на печи, за ней в подпечье или в голбце. В тамбовской области для него пристраивалась казенка, куда нельзя было ложиться самому, класть хлеб или крест. В новгородской губернии спать на печи следовало только поперек, чтобы не мешать хозяину, который отдыхал вдоль. Рядом с печью, за ней или в ней оставляли для домовида угощение: кашу, хлеб-соль, молоко, мед. Как и любой рачительный хозяин, дед хранил не только хату, но и весь двор и всех, кто этот двор населял. Заметьте, что у слова «печься» второе значение - заботиться или беспокоиться. Поэтому, задвигая в загнетку горшочек с кашей, смоленские крестьяне просили: «Хозяинушка, батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води», а в северных губерниях им вторили немного подругому: «Домовишко-дедушка, всех пои, корми овечушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели им мягко». Если пропадал кто-то из домашних или скотина надо было открыть заслонки в печной трубе и крикнуть в печь имя пропажи, чтобы дым-домовой вылетел из трубы и вернул его или их. Покидая по разным причинам старое жилье, люди старались забрать «счастье» с собой, для этого они, в самом простом варианте, забирали уголья из старого очага и переносили их в новый со словами «милости просим, дедушка, на новое жилье». Иногда для того же под печь или в печь запихивали разношенный лапоть и говорили: »Домовой-Домовой, садись в сани - поезжай с нами!»

Немалое значение имела печь и во множестве других обрядов, не связанных напрямую с домовиком и домом, но зато имевших огромное значение для славянской семьи и налаженного быта, печка-матушка проходила сквозь всю жизнь человека и участвовала во всех ее важных вехах. Так, если в момент рождения ребенка огонь горел ровно, то и дите должно было быть спокойным и здоровым. Если печь не в порядке, то и малыш будет неаккуратным и сопливым. А уж коли погас огонь, то и ребенок вырастет злым и негодным, а то и вовсе преступником. Украинцы говорят о тех, кто отличается необыкновенной удачливостью: «у печурце родився». В некоторых славянских родах даже принято было «допекать» младенца, если он родился слабеньким и недоношенным: его заворачивали в тесто или в материну рубаху и на хлебной лопате запихивали в печь, так символически одновременно убивали и болезнь и самого больного ребенка, чтобы возродить его уже здоровым.

Когда в дом к девке приходила сваха, то она протягивала руки к печи очищаясь огнем и призывая его себе в помощь, а сама красавица пряталась от сватов на печи и только ее согласие спуститься оттуда, значило, что она поменяет отчий дом на дом мужа.

Во время женитьбы молодые должны были три раза обойти печь, так жених благодарил тот очаг, что дал ему жену и уводил ее к своему, прося у огня и предков здоровья и детей. Когда свадьба завершалась в печь бросали пустой горшок и приговаривали «Сколько черепков столько и молодых ребят». Именно отсюда пошел обычай бить бокалы.

Если кто-то из домашних надолго покидал свое гнездо, то печь закрывали заслонкой, чтобы ему повезло в пути.

Печь была символом мира и покоя, при ней нельзя было ругаться или выражаться. Сейчас мы говорим: «Тише: здесь же дети или дамы»; а тогда говорили: “Печь в хате!” Если же Вас пускали в дом и устраивали на полатях, то Вы становились другом и практически членом семьи: от Вас не ждали зла и не замышляли Вам худое.

Даже в смерти печь оставалась со своими домочадцами. Если тоска по ушедшим давила тяжелым грузом, то следовало открыть заслонку, смести сор и сказать: «Сор в печь, а тоска с плеч». Чтобы души умерших предков могли повидать своих потомков в день поминок печную трубу держали открытой, а на самой печи нередко оставляли угощение. На Украине и в Белоруссии, когда из печи вынимали хлеб, клали на его место пару поленьев, чтобы на том свете «перейти через пекло».

Практически все северные народы умели складывать в своих домах печи. Одной из стран с развитой и многовековой традицией печного обогрева можно назвать Финляндию, да и вообще все финские народности. Особенностью финских печей всегда было то, что для их постройки издревле использовался не рукотворный кирпич, а натуральный природный материал: талькомагнезит или талькохлорит, «народные» названия которого говорят о нем более ярко «печной» или «огненный» камень. Так что печи плотно вошли в культуру и жизнь всех финских и близких к ним народностей. Так у них тоже жил свой домовой или «хозяин печи», который тоже заботился и о доме и о людях, которые там жили. Вепсы считали, что он часто является в образе крупной мыши, живущей преимущественно за печью, и выбрасывали ему туда молочные зубы своих детей со словами: со словами: «Мышка-норушка! На тебе деревянный, дай мне костяной!». Те же вепсы омывали новорожденного в избе на шестке у печи, добавляя в воду обереги: уголек, соль, ложки, паутину, щепки от половиц, свиное рыло, чесалку или хлеб, чтобы ввести малыша в дом и защитить от сглаза, порчи и болезней. Затем свекровь подносила внука к печи или клала его ненадолго на шесток, чтобы приобщить к древней родовой святыне и отдать под покровительство духа огня. Примерно так же с новорожденными поступали и карелы, но они возлагали на печной шесток и мертворожденных младенцев, омыв их, завернув в тряпочку и поместив внутрь самого большого лаптя. И вепсов, и у карелов и у финнов невеста, прощаясь с домом, сидела у печи. Здесь же приносили в жертву «пячин ижанд» (духам домашнего очага) ленту-волю из ее волос, сжигая ее на углях загнетки. Возвращаясь с похорон или просто кладбища, представители финских племен прикасались к печи ладонями, сообщая хозяевам печи, что похоронили родича и собираются вместе на поминальную трапезу. Огонь в загнетке поддерживали постоянно, он защищал весь род от болезней и напастей, но на Рождество его «обновляли», добывая пламя трением овинных колосников друг о друга. Так же как и в России, в Финляндии некоторые отголоски древнего уклада дошли до наших дней, например, на Новый Год финны гадают на олове, которое разогревают в специальном ковшике в камине, печи или попросту на плите, а потом выливают в ведро со снегом или водой. По форме слитка, его поверхности или структуре они предсказывают, что их ждет в новом году.

Еще множество уникальных обычаев, примет, заговоров и суеверий связано с русскими и финскими печками. Более подробно со многими из них можно в книгах Соловьева, Федотова, Семеновой и многих других. А мы в одной из следующих тем расскажем немного о лечебной силе настоящей печи.

Сон, в котором вы разжигаете печку, предвещает поездку в дальние края, что будет сопряжено с риском потерять своего жениха, которого за время вашего отсутствия могут запросто перехватить соперницы.

Видеть топящуюся печь говорит о тесном переплетении в вашей судьбе материальных интересов и стремления к духовному самосовершенствованию. Греться у печки, придя с сильного холода, – значит, вскоре узнаете кучу новостей, накопившихся за время вашего длительного отсутствия.

Сушиться у печки, вымокнув на сильном дожде, – в ближайшее время посетите больного человека, которому очень многим обязаны в своей жизни и карьере. Раскаленная докрасна металлическая печка-буржуйка предвещает неутешительную информацию о ходе дел у ваших партнеров по бизнесу.

Кафельная печь означает, что вам предстоит испытать чувство разочарования из-за несбывшихся ожиданий. Обжечься о печку означает, что вы с радостным удивлением узнаете о том, что вам причитается большая сумма денег.

Остывшая печка предвещает занятие бесполезным делом. Красивая изразцовая печка в приснившемся вам старинном особняке предвещает суровую кару за серьезный поступок.

Ломать во сне старую печку означает раннее и слишком поспешное замужество, что приведет к столь же скоропалительному разводу. Если во сне вы ставите новую печь в своем жилье или на даче – это к получению денег, которых окажется меньше, чем вы рассчитывали получить.

Толкование снов из Сонника по алфавиту

Сонник - Печка

Домашняя печка во сне: символизирует тепло вашей души.

Видеть во сне, как весело топится печь: предвещает замечательные отношения с близкими и друзьями.

Остывшая печка: знак разочарования и печали. Такой сон призывает вас не жалеть душевного тепла для близких людей, без которых и ваша жизнь потеряет весь смысл.

Грязная или поломанная печка: предвестие конфликтов и ссор. похоже, вы слишком невоздержанны в своих эмоциях, и негативные чувства отравляют вам жизнь.

Такое же значение имеет сон, в котором вы обожглись о раскаленную плиту.

Производственная печь во сне: символизирует чувства и эмоции, связанные с вашими делами и планами.

Если она погасла: такой сон подсказывает, что вы запустили какое-то дело и не уделяете ему должного внимания.

Слишком сильный огонь в печи: знак эмоционального перенапряжения.

Осторожнее: вы рискуете преждевременно истощить запас своих сил! Искры, летящие из печи: символизируют споры.

Толкование снов из